Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Южный Кавказ » «СЕГОДНЯ КАК РАЗ ТО ВРЕМЯ, КОГДА РЕШАЕТСЯ СУДЬБА СТРАНЫ»
{title} шаблоны для dle

«СЕГОДНЯ КАК РАЗ ТО ВРЕМЯ, КОГДА РЕШАЕТСЯ СУДЬБА СТРАНЫ»

«Иногда политическая воля значит гораздо больше, чем какие-то обязательства».

На карте мира флажок конфликта переместился из Грузии на Ближний Восток. Внимание цивилизованного мира сейчас обращено на altИзраиль и Палестину. Между прочим, распределение сторонников и противников в вопросе о секторе Газы еще раз показывает, что в политике главное – не право, а интересы. В свое время, когда Россия бомбила Грузию, «Хамаз» был на стороне Кремля. А ведь, казалось бы, если рассуждать логически, организация, борющаяся за независимость маленького государства – Палестины – никак не могла видеть друга в агрессоре-России. Кроме военного противостояния, на карте мира появился и еще один флажок – флажок «экономического столкновения». По идее, сейчас всем не до нас, но Россия снова вспомнила о Грузии. Говоря об украинском вопросе, Путин изволил сказать: если бы я хотел использовать газ в политических целях, я бы не подавал его Грузии. Как заявляет наше правительство, в действительности всё дело в том, что если Путин перестанет подавать газ Грузии, больше всего от этого пострадает его стратегический партнер – Армения, ибо мы получаем газ из Азербайджана, а то, что поступает к нам из России, предназначено только для транзита.
На прошлой неделе произошло важное событие – была подписана Хартия стратегического партнерства Грузии и Соединенных Штатов Америки. Как и всё на свете, этот документ породил у нас разброд мнений. Наверное, потому, что мы, грузины, любим делать всё «вчера», а все дела откладывать на завтра.
О политической и экономической ситуации в Грузии и вокруг нее мы беседуем с бывшим послом в НАТО, Евросоюзе и России Зурабом Абашидзе.

- О Хартии стратегического партнерства между Грузией и США в обществе возникло два противоположных мнения. Одни говорят, что это исторический документ, который не только обеспечит безопасность Грузии, но и станет важным стимулом для Европы. А другие доказывают, что эта хартия ничего не значит – она не подразумевает никаких обязательств.

- По-моему, оформление документа о стратегическом сотрудничестве с единственной в мире супердержавой – весьма важное событие. Может быть, это даже самый важный документ из всех, что Грузия оформила на протяжении всей новейшей истории. Это не договор, а хартия, поэтому в ней не перечислены попунктно конкретные обязательства и не указаны конкретные сроки, но, тем не менее, подписав эту хартию, Соединенные Штаты Америки берут на себя политическую и моральную ответственность. Берет на себя обязательства и Грузия.

- А что касается стимула для европейских партнеров?

- Прежде всего, этот документ должен стать стимулом для нас самих, чтобы мы выполняли возлагаемые на нас Хартией обязательства. Я подразумеваю ту часть документа, где говорится о демократии, судебной реформе, совершенствовании гражданского общества. Насколько эта хартия станет стимулом для европейцев – покажет время. Но думаю, что и для них это важный мессидж.

- Оформляли ли США аналогичные хартии с другими странами?

- Конечно. Лет десять назад такая же хартия была оформлена со странами Балтии – тогда президенты трех стран прибыли в Вашингтон на подписание документа. Для того времени это было значительное событие. Совсем недавно США оформили такую же хартию с Украиной. Грузия – пятая страна, которой американская дипломатия объявила такую серьезную поддержку. Что касается отрицательной оценки, якобы в документе не перечислены конкретные обязательства: в истории Грузии известны случаи, когда с великой соседней державой оформлялись документы с перечислением конкретных обязательств, но что и как потом выполнялось – все мы хорошо знаем. Так что иногда политическая воля значит гораздо больше, чем какие-то обязательства. Посмотрим, какая судьба постигнет эту хартию. Факт, что на данном этапе для Грузии это шаг вперед на пути к западной интеграции.

- «Газовая война» между Россией и Украиной все более обостряется. Интересно, что обе стороны говорят о своей правоте, приводя в подтверждение аргументы. К нашему удивлению, одним из аргументов стала Грузия. Как утверждает Путин, если бы газ имел политическую нагрузку, то они прежде всего прекратили бы его подачу Грузии. Но ведь известно, что Грузия покупает газ у Азербайджана.

- По-видимому, Грузия потребляет российский газ в счет оплаты его транзита по нашей территории в Армению. Нам повезло, что большая часть газа поступает к нам из Азербайджана, а то бы мы, подобно Украине, не избежали «коммерческой стоимости» и оказались в тяжелейшей ситуации. Тот факт, что в современном мире энергоносители стали предметом политического торга и давления, доказательств не требует. Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что находящаяся в том же географическом ареале Беларусь платит за российский газ гораздо меньшую, в сравнении с Украиной, цену, и высокие российские чины этого не скрывают. Они публично заявляют, что странам, надежным в плане стратегического партнерства, поставляют газ по весьма льготной цене. Если внешнеполитический вектор Украины тоже склонится в эту сторону и приблизится к Беларуси, тогда, наверно, ей и цену установят соответственную.
Есть в этом конфликте и чисто экономические проблемы – хотя бы та же логика рынка. В результате этого конфликта Европа, наверное, ускорит поиск альтернативных энергоисточников. Нельзя сказать, что в этом плане у нее очень большой выбор. Между прочим, газоснабжение Европы из России началось еще в советский период. Газопровод «Дружба» был проложен при Брежневе. Президент США Рейган был тогда категорическим противником такой экономической зависимости. Он призывал Европу отказаться от российского газа, считая, что в результате Россия будет в значительной степени определять политику Европы. Наше географическое положение дает нам большие преимущества, но в то же время сулит и неприятности. Надо полагать, активизируется работа над проектом «Набукко».

- А теперь коснемся текущих проблем нашей страны. С одной стороны, президент и его команда исключают возможность внеочередных выборов. Но с другой стороны, в последнее время и команда, и президент так активизировались, что эксперты говорят, что Михаил Саакашвили уже начал предвыборную кампанию.

- Ошибка наших властей в том, что еще до прихода к власти у них было не так уж много связей с общественностью. Они не уделяли этому много внимания. Не исключено, что повышенная активность, о котором вы говорите, связана с попыткой исправить эту ошибку. Но не исключено и то, что власти вовсе не исключают возможность досрочных выборов, более того – уже готовятся к ним. Тут надо хорошенько подумать – с одной стороны, после всех тех ужасов, которые были в августе, в обществе и в самом деле есть потребность в новом выборе; с другой стороны, мы и сегодня находимся в ситуации чрезвычайного положения, а выборы – во всяком случае, в Грузии – априори несут в себе элемент дестабилизации – об этом свидетельствуют все наши выборы. Готовы ли мы к такому? Основная болезнь нашего общества – то, что мы сперва отрезаем, а потом отмеряем. Мы сперва взрываемся, влипаем в неприятную историю, а потом спрашиваем друг у друга: ну что, помогло?
Если мы не подготовим обстановку для выборов, не усовершенствуем законодательство, результат будет опять не тот, которого мы бы хотели. Факт, что в том положении, в котором мы сейчас находимся, нам необходима сильная демократическая власть. Поэтому нам надо хорошо подумать и действовать обдуманно. Сегодня как раз то время, когда решается судьба страны.
 
Дачи Грдзелишвили
 
«Квирис палитра», Тбилиси
 
12 января 2009 года
 
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]