Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Главная » ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ТУРЦИИ И США
{title} шаблоны для dle

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ТУРЦИИ И США

altМенее трех месяцев назад политические отношения между Соединенными Штатами и Турцией, казалось, находились на грани краха. С тех пор двусторонние отношения удивительным образом наладились. Ожидается, что в ходе своей встречи с президентом США Джорджем Бушем президент Турции Абдулла Гюль, прибывший 7 января в Вашингтон с визитом, отметит "вновь обретенную теплоту" отношений между двумя странами.
Активизация стратегического сотрудничества открыла дорогу для скорейшего восстановления дружественных отношений между США и Турцией. Визит президента Гюля состоялся через два месяца после того, как турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) заручился обещанием со стороны США обеспечить оперативную поддержку разведданными турецких операций против баз Рабочей партии Курдистана на севере Ирака. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Ощущая за спиной поддержку США, 16 декабря турецкие вооруженные силы предприняли воздушную бомбардировку лагерей РПК. Два дня спустя Вашингтон "закрыл глаза" на небольшое военное вторжение в Ирак.
Турки рассматривают американскую поддержку развединформацией своих операций как первый серьезный признак того, что Вашингтон серьезно относится к их борьбе с РПК. Соответственно, антиамериканские настроения в Турции пошли на спад. "Последние события стали поворотным моментом" в американо-турецких отношениях, сообщил Гюль турецким журналистам, сопровождающим его в вашингтонской поездке. Он также добавил, что турецкая "помощь северному Ираку и всему Ираку в целом возрастет десятикратно …после выдворения оттуда РПК".
"Важность наших отношений с Соединенными Штатами превосходит наши отношения с любой другой страной. Соединенные Штаты для нас не просто союзник, а самый важный союзник, – отметил, по сообщению Today’s Zaman, президент Гюль. – Действительно, в отношениях между нашими странами в последние годы наблюдались некоторые сложности. Но сегодня они преодолены, и установлена атмосфера доверия".
Выступая недавно на телеканале CNN-Turk, главный советник правительства по внешнеполитическим вопросам, Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu), охарактеризовал состояние отношений между Анкарой и Вашингтоном как "наилучшее с момента завершения холодной войны".
Еще в октябре прошлого года казалось, что давний американо-турецкий союз находится на грани краха. Тогда Конгресс США явно был настроен принять резолюцию о признании геноцидом убийства армян в Оттоманской Турции времен Первой мировой войны. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Помимо всего прочего, Анкара считала, что Вашингтона не предпринимает достаточных усилий для сдерживания боевиков РПК. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].
Теперь же, по мнению некоторых экспертов, чтобы удержать и развить набранный на дипломатическом фронте темп, Турция должна помочь Вашингтону с реализацией его глобальных дипломатических задач. Вместе с правительством Ирака и ЕС, администрация Буша заинтересована в том, чтобы Турция как можно быстрее подкрепила свои военные действия против РПК политико-экономическими шагами, призванными подорвать поддержку курдских боевиков. Однако после организованного РПК 3 января взрыва на юго-востоке Турции, в результате которого были убиты шесть человек, теперь уже неясно, получат ли разговоры турецкого правительства о помиловании представителей РПК должный прием как среди военных, так и среди воинственно настроенных СМИ страны.
Между тем геополитическая ситуация на Ближнем Востоке по-прежнему способна стать камнем преткновения в американо-турецких отношениях. По завершению своей встречи с Гюлем Буш намерен направиться в самое длительное турне по странам ближневосточного региона за все время своего пребывания на посту президента. Немногие аналитики полагают, что Вашингтон и Анкара когда-либо сойдутся во взглядах по поводу Ирана и Сирии, являющихся соседями и – в большей или меньшей степени – друзьями Турции.
По мнению некоторых аналитиков, Пакистан, где после убийства кандидата в президенты Беназир Бхутто 27 декабря не прекращаются беспорядки, является одной из стран, где Турция сможет сыграть важную роль для Соединенных Штатов. "Турция пользуется большим доверием и в Пакистане, и в Афганистане, – говорит в прошлом высокопоставленный представитель НАТО в Афганистане Хикмет Четин (Hikmet Cetin). – У нее больше возможностей для маневра в обеих этих странах, чем у США, и она может добиться большего".
Располагая полуторатысячным военным контингентом в Афганистане, Турция является единственной из мусульманских стран, принимающих участие в миротворческой деятельности в этой стране.
Но непосредственное участие Турции в этом регионе простирается гораздо дальше. Основатели Пакистана строили свое государство, опираясь на модель, созданную основателем Турции Кемалем Ататюрком. Многие турки старше тридцати до сих пор могут исполнить отрывки из национального гимна Пакистана, который их в восьмидесятых годах заставляли учить в честь визита в Турцию пакистанского диктатора Мухаммеда Зии-уль-Хака.
А недавно – и это гораздо серьезнее – Турция сыграла важную закулисную роль в исторической встрече 2005 года между главами внешнеполитических ведомств Пакистана и Израиля. В апреле прошлого года президент Пакистана Первез Мушарраф посетил с визитом Анкару для заключения соглашения с афганским лидером Хамидом Карзаем о расширении сотрудничества в борьбе с терроризмом. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию".]
Гюль ответил комплиментом на комплимент своему коллеге, получившему образование в Турции и свободно говорящему на турецком языке, когда 3 декабря направился в Пакистан для переговоров с Мушаррафом. Он также встретился с Бхутто и Наваз Шарифом – еще одним кандидатом в президенты Пакистана. "У Турции сложились тесные политические и военные отношения с Пакистаном, – отмечает эксперт по Турции Хадсоновского института в Вашингтоне Зейно Баран (Zeyno Baran).
Бэран высказала предположение, что от Анкары не потребуется слишком многого, чтобы заслужить признательность США. "Будучи мусульманской страной, Турция обладает естественной способностью проникать в суть вещей, которой порой недостает представителям Запада, – подчеркивает она. – Просто истолковывая и объясняя происходящее там [в Пакистане] через призму западного восприятия она уже окажет немалую помощь".
Эксперт по Пакистану Фонда Карнеги, Джордж Перкович (George Perkovich), разделяет мнение, что представители администрации Буша с благодарностью примут вклад Турции в выработку стабилизационной стратегии для Исламабада. После убийства Бхутто, отмечает он, высокопоставленные представители администрации Буша "отстранились от Пакистана. Они не знают, что им делать. Если к ним придет кто-то из представителей Турции и скажет: "У нас есть идея, как продвинуть это дело вперед", я думаю, президент воскликнет: "Прекрасно, так скажите мне!"".
Вопрос о Пакистане фигурировал на повестке дня встречи между Гюлем и Бушем. В вашингтонской поездке турецкого президента сопровождали дипломаты, специализирующиеся на проблемах этого региона. Отвечая 7 января на вопрос о Пакистане, сам Гюль отметил, что из всех стран Турция "лучше всех знает и понимает этот регион".
И все же, помимо согласия с Вашингтоном в том, что Пакистан и Афганистан представляют собой объединенную и постоянно возрастающую угрозу с точки зрения безопасности, мало что свидетельствует о том, что турецкая делегация смогла предложить какие-то конструктивные идеи, будь то крупные или мелкие. Большинство аналитиков списывают подобное отсутствие творческого вдохновения на озабоченность Турции совсем другими вещами. По мнению одного из высокопоставленных турецких чиновников, хорошо знающего Пакистан, это скорее связано с источником волнений в Пакистане. Он полагает, что пакистанская проблема не будет решена, пока не будут предприняты меры по сдерживанию "сотен экстремистских медресе [религиозных образовательных заведений] в зоне племен на северо-западе страны. "Не знаю, правда, насколько Турция готова занять решительную позицию в борьбе с тамошним религиозным фундаментализмом", – говорит он.

Николас Бёрч

Январь 2008 года

http://www.eurasianet.org/russian/departments/insight/articles/eav010808aru.shtml
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]