Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Южный Кавказ » ФАКТОР НЕНАВИСТИ В ТУРЕЦКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
{title} шаблоны для dle

ФАКТОР НЕНАВИСТИ В ТУРЕЦКО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

altЧувства обычно не рассматривают как предмет исследований по международным отношениям. Почти все научные школы международных отношений согласны с тем, что постоянная дружба или враждебность – нечто невозможное в этих отношениях. Однако новейшая социология и психология международной политики показывает, что чувства и институционализация чувств приобретают всё большее значение в межнациональных отношениях. В этом контексте турецко-армянские отношения являются ярким примером важности чувств в политике.
***
Одним из сюрпризов, который ожидал турецкого премьер-министра Эрдогана во время его визита в Ливан, были армяне. В ходе поездки для проведения переговоров об участии Турции в международном контингенте войск ООН (UNIFIL) г-н Эрдоган подвергся разного рода оскорблениям и проклятиям со стороны армян. На одном из плакатов под портретом Эрдогана была подпись: «Мы животных не приглашаем». Сжигание турецких флагов на таких мероприятиях стало уже привычным занятием. К сожалению ни один из армянских лидеров не осудил таких действий и не пытался их предотвратить.
На прошлой неделе 24 апреля армянские демонстранты в Афинах опять сожгли турецкий флаг. Они оскорбляли Турцию и турок. В Грузии мы наблюдали такую же картину: армянские ультранационалисты, живущие в Джавахетии, надругались над турецким флагом. Сначала они бросили его на землю, потом каждый из них попрыгал на нём, а затем они его сожгли. После этого они отправились в церковь и провели богослужение. И опять никто из армянской элиты и лидеров не осудил этих событий и не пытался их остановить. Более того, очень показательно было их участие в «духовном обряде» в церкви после оскорбления народа и его национального флага.
***
Я ежедневно испытываю на себе ненависть армян к туркам. Мой электронный адрес полон армянских оскорблений меня, Турции и Османской империи. В последнее время это обычное дело – получать такие послания. Электронное письмо, в котором говорится, что мои статьи не основаны на фактах, что я искажаю правду - редкие примеры «умеренной критики» армян в мой адрес. Однако некоторые из получаемых писем настолько переполнены ненавистью и оскорблениями, что я не могу их дочитывать до конца. Надо заметить, что авторы такой почты – не невежественные или неграмотные люди. Это юристы, врачи, инженеры или ученые, живущие в Северной Америке или Западной Европе. Некоторые послания ещё интересней; они начинаются в компромиссном и конструктивном ключе, но вдруг всё меняется, и прежде вежливая и элегантная личность уже не может контролировать своих эмоций. Ты видишь, как по мере роста грамматических ошибок увеличивается и количество оскорблений тебя и турок. Это свидетельствует о том, что сдержанный и вежливый поначалу человек не может себя сдерживать, потому что приближается к теме под названием «геноцид».
В частности, некоторые армянские читатели подтвердили мои выводы о том, что ненависть к туркам и Турции усиливается среди второго и третьего поколения армян после депортации. Несколько дней назад Нубар Джаноян написал мне, что «ненависть к туркам укореняется у нас с колыбели». Не только Джаноян, но и многие другие армяне думают, что ненависть к туркам у них в крови. Нарек Месропян описывает ситуацию так:
У нас в крови ненависть к туркам,
Однако мы ненавидим также болгар и греков,
Евреям турки нравятся, но они ненавидят арабов,
Арабы, в свою очередь, не жалуют турок,
И так растет общая ненависть.
Когда ненависть становится такой привычной и глубоко укоренившейся, она начинает формировать собственную историю. Утверждая это, я не хочу сказать, что армяне не пережили ужасы 1915-го и последующих годов. Однако не только армяне, но и турки, а также другие мусульманские общины испытали такие же тяготы. Меня поражали сходства в воспоминаниях наших турецких предков и предков армян; убийства детей, пытки, которым подвергали деревенских жителей, другие зверства и т.д. Точно такие же рассказы можно слышать от турок Восточной Анатолии и других районов Турции. Страдания турок не находят отклика на международной арене, потому что турки их не записывают, а предпочитают забыть. Но армяне, напротив, делают всё возможное, чтобы не забывать ни на минуту о том периоде. Армяне сделали битвы с турками в те времена основой армянской идентичности. Вот почему армяне имеют возможность выразить свою скорбь сильнее, чем турки. Естественно, в ходе этого процесса зарождаются и мифы. Например, рассказывая историю эмиграции своей семьи, г-н Джаноян подал пример такого мифа:
«Только моя мать чудом спаслась. Мои дедушка и бабушка были из Сииэрта, дома говорили по-арабски (они не знали армянского) - знаете почему? Потому что в сельской местности, где они были меньшинством, к армянам относились как к рабам, им отрезали языки, если они только осмеливались заговорить по-армянски».
Можно обвинять Османскую империю во всём, но в чем эту цивилизацию уж никак невозможно обвинить, так это в том, что она запрещала меньшинствам говорить на своих языках. Хорошо известно, что армяне издавали книги и газеты на своем языке, у них были в Османской империи собственные школы и церкви. Более того, армяне, наряду с греками и евреями, занимали ключевое положение в османской экономике, особенно в торговле и банковской сфере. Это доказывает, что слухи о запрете на армянский язык сильно преувеличены. Но подогреваемая и растущая ненависть со временем создает свою собственную историю, и через какое-то время вы уже не в состоянии отличить правду от такой искусственной истории.
***
Когда мы сравниваем турецкую и армянскую перспективу от 1915 года до наших дней, то видим, что армяне старались поддерживать и постоянно освежать свою боль, чтобы лучше её чувствовать. Такое впечатление, что они постоянно раздирают рану, как только она начинает заживать. Они не дают ей затянуться. Они уже стали получать от этого удовольствие и строить на этой боли свою идентичность. Но это – что-то очень болезненное, нездоровое. Даже евреи, которые основывают свою идентичность на жертвенности, не поддерживают так свою боль. Без забвения и отторжения своей боли в прошлое общество не может жить нормальной и здоровой жизнью. Поэтому нация обращается к великим победам и достижениям. Если у неё нет славных побед в прошлом, она прославляет свои успехи в настоящем. В этом отношении путь, который избрала Армения, исключителен.
Когда мы переводим взгляд на турок, мы видим, что их подход основан на забвении. Так как они полагают, что если постоянно помнить о боли, то при таком географическом положении просто не выжить, они пытаются забыть страдания, причиненные им не только армянами, но также и другими этническими группами. А может быть, именно поэтому армяне стремятся не забывать своих страданий. Они смотрят на такое отношение турок к армянам и не могут понять настоящей причины, которая за этим кроется. Возможно, по мнению армян, турки стремятся оскорбить их, намеренно забывая прошлое.
***
В таком положении невозможно обсуждать ситуацию с целью наметить разные пути выхода из неё. Мы не можем делать никаких шагов, игнорируя психологический аспект турецко-армянских отношений. Возможно, компромисс будет заключаться в том, что армяне кое-что забудут, а турки что-нибудь вспомнят.

Cедат Лачинер

2 мая 2007 года

http://www.turkishweekly.net/news.php?id=44787

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]