Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Главная » НОВАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – И РУССКАЯ РУЛЕТКА
{title} шаблоны для dle

НОВАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – И РУССКАЯ РУЛЕТКА

altРост мировой экономики вопреки взлёту цен на нефть, неудержимое и выходящее из-под контроля развитие Китая на фоне старения западных стран вскрывают новое соотношение сил в мировой политике. Природные ресурсы – самая важная причина войн – начинают прямо влиять на международные отношения.
Лишенная природных богатств и колоний Европа пребывает в застое, тогда как более богатые природными ресурсами США либо провоцируют локальные конфликты, либо вторгаются в страну за страной в рамках «нового империализма» для установления своего господства в мире и поддержания своего благосостояния, по меньшей мере, на ближайшие 50 лет.
Действительно природные богатства – ключ к мировой политике. В то время как Россия пытается удержать под контролем нефть и газ тюркских республик Центральной Азии, США стремятся открыть им путь к морям. В то же самое время, когда вопреки упорному сопротивлению России открылся трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), Китай подписал с Тегераном соглашение на 70 миллиардов долларов, с гарантиями поставок на следующие 10 лет.
Трубопровод БТД для Турции открывает дорогу ещё более важному проекту Самсун-Джейхан, который будет прокачивать нефть для главного противника БТД, т.е. для России в Средиземное море, и даже в Красное море – через Израиль. Тот факт, что к турецким и итальянским партнерам по этому проекту присоединилась в декабре прошлого года и индийская компания с долей 12.5%, показывает, что и российская нефть пробивается к мировому рынку различными путями. Теперь и для американцев, которые противились в прошлом году сотрудничеству между Россией и Турцией на Черном море, идея строительства нового трубопровода через Турцию становится очень важной. Всё это превращает Турцию в настоящий энергетический коридор. В это же уравнение следует добавить и выход к морям центральноазиатского, особенно туркменского и узбекского, газа по готовящемуся Транскавказскому газопроводу.
Россия и её неожиданная реакция:
Всё это – штрихи к портрету новой «холодной войны» за энергетические ресурсы. Не удивительно, что российский президент Владимир Путин подверг острой критике Соединенные Штаты на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности за то, что они выходят далеко за пределы своих границ почти по каждому вопросу. Это следует рассматривать и в контексте расширения американского влияния на Черное море и Центральную Азию.
Соединенные Штаты, закрепившись в Афганистане и более активно влияя на Казахстан и Киргизию, проводят что-то вроде политики сдерживания России. По крайней мере, Россия так к этому относится. В этой новой «холодной войне» особое значение приобретает Каспийский регион, а также Исламская Республика Иран. Вероятно, такая острая реакция Путина на действия Соединенных Штатов была вызвана намерениями США по отношению к Ирану. В Персидский залив послан дополнительно авианосец, ещё один с ракетами «Пэтриот» готовится присоединиться к нему, что, вероятно, свидетельствует о намерении атаковать Иран.
Путина беспокоят не только опасения окружения со стороны Ирана. Русские задаются вопросом: против кого разворачиваются противоракетные системы в Восточной Европе – в Польше и Чешской Республике? «Если эти системы направлены против Ирана, почему бы их не разместить в Турции или на Кавказе?», - спрашивают русские. И приходят к выводу: Соединенные Штаты имеют против нас агрессивные намерения. Совершенствование противоракетных систем на Аляске и перемещение туда самой совершенной радарной системы, работающей в диапазоне Х-волн, размещенной в Гавайском море и контролирующей большую часть Сибири и Китая – дополнительная причина для беспокойства Путина.
У Российской Федерации есть ещё и другие причины для беспокойства в военной сфере. Из-за войны в Ираке военный бюджет США стал больше 600 млрд. долларов, что вдвое превышает военные расходы России, ЕС и Китая, вместе взятые. Кроме того, новая оборонная концепция США предполагает вторжения в другие страны с нарушением международного права. Другой беспокоящий Россию момент: расширение НАТО оборачивается против России. Русские говорят: «Политически мы всегда уступаем, но ничего не получаем взамен. Где гарантии, которые нам давали, когда распадался Восточный блок?»
То, что наряду с замечаниями Путина другие российские представители вместо того, чтобы смягчить его жесткие заявления, говорят, что «России принадлежит неизменная историческая роль в мировой политике, поэтому она имеет право на собственный голос», заставляет задаться вопросом, не вынут ли из ножен старый меч. Кроме того, было ещё несколько замечаний Путина, направленных, по старой советской тактике, на углубление противоречий между союзниками, т.е. между американцами и европейцами.
Россия, НАТО и Европа:
Хотя советская угроза, приведшая к созданию НАТО, исчезла, трансформация СССР в Российскую Федерацию ещё не завершилась. Несмотря на растущие экономические связи и сотрудничество с Западом, Россия не стремится слиться с Западом и стать частью Трансатлантической системы. Внутри страны Путин регулирует частный сектор экономическими мерами, но не так, как это принято в западной экономике. Более того, в последние два года Путин проводил жесткую политику по отношению к бывшим советским республикам, используя угрозы прекращения поставок газа, что обеспокоило Запад. Европейские страны почувствовали для себя опасность в том, что Путин попытался использовать поставки энергии в качестве оружия.
Путин пришел к власти в плохие времена, если иметь в виду крушение Советского Союза. Для установления жесткого контроля над страной он использовал два обстоятельства: растущие цены на нефть и остатки советских государственных структур, на которых держалась власть Москвы. Потребность старых чиновников в армии, в полиции и КГБ продемонстрировать силу в соответствии с традициями русского национализма и могла привести к такому агрессивному выступлению Путина в Мюнхене. Иными словами, русская номенклатура могла решить, что пришло время угрожать Западу.
Турция должна извлечь для себя выгоду:
Однако нельзя сказать, что Запад утратил свои преимущества. Хотя российская экономика вздохнула, наконец, с облегчением, а ВВП России превысил ВВП Франции, у России всё ещё нет стабильной экономики, военной и политической структуры. Промышленность не может конкурировать с западной промышленностью, экономика полностью зависит от нефти, и у России нет существенного военного потенциала, кроме ядерного и ракетного оружия. Внутреннее положение упрочилось благодаря взаимодействию между полицией и вооруженными силами, но рост их влияния в течение последних 15 лет создал очень чувствительную и уязвимую структуру. Силы, поддерживающие внутреннюю стабильность в России, могут попытаться продлить президентский срок путём изменения законов. Возможно, Путин сделал свои острые антизападные выпады именно для того, чтобы подчеркнуть своё лидерство.
Хотя западные страны, особенно Соединенные Штаты, похоже, не восприняли всерьёз выпады Путина, они отнеслись серьёзней к его попытке применить тактику раскола между союзниками на Западе. В качестве ответа на попытки внести раскол было сделано заявление, что «Холодную войну против СССР выиграли не Соединенные Штаты, а Атлантический Альянс».
Всё это – важнейшие факторы для внешней политики Турции. Наладив сотрудничество с Россией на Черном море, которое так обеспокоило Соединенные Штаты, Турции следует воспользоваться осадным синдромом Путина и возможными его последствиями в отношениях с США – особенно по вопросам северного Ирака, Киркука и Кипра.

Али Кюлеби

Turkishdailynews

http://www.turkishdailynews.com.tr/editori...p?ed=ali_kulebi

21 марта 2007 года

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]