Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Южный Кавказ » НАГОРНЫЙ КАРАБАХ МОЖЕТ СБЛИЗИТЬ ОБАМУ И МЕДВЕДЕВА
{title} шаблоны для dle

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ МОЖЕТ СБЛИЗИТЬ ОБАМУ И МЕДВЕДЕВА

Изменится ли политика США в отношении Азербайджана с победой на выборах Барака Обамы? Чтобы ответить на этот вопрос, ответим вначале на другой:  какой эта политика была до сих пор? Отсчет новейшей истории международных отношений идет с конца прошлого века. В начале 90-х распался altСоветский Союз, и на Южном Кавказе появилось несколько новых независимых государств. Геополитическим центром региона является Азербайджан. Вот что по этому поводу говорит Збигнев Бжезинский в своем бестселлере середины 90-х «Великая шахматная доска». «Несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами… в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимый Азербайджан может стать коридором для доступа Запада к богатому энергетическими ресурсами бассейну Каспийского моря и Средней Азии». Повторюсь, сказано это было в 90-х. Не будем изучать под микроскопом биографию Бжезинского. Обратим внимание только на два общеизвестных факта. Во-первых, в предвыборном штабе Обамы этот политолог являлся главным советником по международным вопросам. Во-вторых, Бжезинский - член элитарного Бильдербергского клуба, рядом специалистов признаваемого видимой частью так называемого мирового теневого правительства.

Что изменилось в подходах Бжезинского к Азербайджану за время, прошедшее с момента написания вышеизложенного? Судя по публикации от 4 ноября в польском издании «Dziennik», ничего принципиального в своей позиции он не поменял. По его мнению, «для Москвы важен контроль над трубопроводом Баку-Джейхан». А значит, Запад должен отстаивать идею «транзитной линии из Баку в прибалтийские страны - через Турцию и Черное море», а также изучать «возможности строительства трубопровода из Центральной Азии через Афганистан на юг. Это вело бы к максимизации доступа мирового сообщества к центрально-азиатским ресурсам энергоносителей».

Рассуждая об американо-азербайджанских отношениях, мы опять говорим о политике США в отношении России. Увы, но еще в «Великой шахматной доске» Бжезинский писал: «Будущее Азербайджана… принципиально зависит от того, кем может стать или не стать Россия». Свою политику в отношении Азербайджана США всегда строили, во-первых, как составную часть политики в отношении России, а, во-вторых, в русле своей энергетической стратегии. Азербайджан для Штатов всего лишь бензоколонка. Поэтому если кто и опасался, что с приходом демократов Азербайджан может сойти с орбиты американских внешнеполитических интересов, он ошибался. Принципиальных перемен не произойдет, потому что не учитывать энергетическую стратегию в своей политике не может ни республиканская, ни демократическая администрации. Форма поменяется, но не содержание.
Сугубо прагматический подход у заокеанских друзей и к проблематике азербайджано-армянских отношений. Они рассматриваются сквозь призму все той же энергетической стратегии. Заявления еще кандидата Обамы о необходимости признания геноцида армян – всего лишь расширение пространства для маневра на дальнейшую перспективу. В Америке понимают, насколько болезненна эта тема в регионе, и сознательно вбрасывают ее в информационное поле с целью создания еще одной дискуссионной площадки на линиях «США – Турция» и «США – Азербайджан». Месседж адресован, конечно, в первую очередь Турции, рост влияния которой в регионе беспокоит США. Но делается это, естественно, и с учетом того, что в Азербайджане проблематика также будет воспринята остро. Однако надо понимать, что какими бы ни были дальнейшие решения новой американской администрации по этому вопросу, в любом случае отношения с Азербайджаном будут в числе приоритетов американской внешней политики.

Как вписать естественный интерес Штатов в свою внешнеполитическую стратегию? На мой взгляд, необходимо еще более активизировать переговорный процесс по карабахской проблеме. С приходом в Белый дом новой администрации возможен существенный прорыв на этом направлении. И вот почему. Президент Дмитрий Медведев взял на себя инициативу, и у него, как признали стороны переговоров и международные наблюдатели, это хорошо получилось. Полагаю, что после приведения к присяге нового американского президента число мирных инициатив, генерируемых  в Вашингтоне, будет только возрастать. Демократическая администрация по-прежнему будет отстаивать идею американского господства в мире. Но «свой парень» Обама, мулат с Гавайев с кенийскими корнями, посещавший школу в Индонезии, возглавил страну в этот  период не случайно. У его администрации непростая задача. Обама будет претендовать на лидерство в диалоге с развивающимися странами, будет выдвигать мирные инициативы, а в некоторых случаях даже доводить их до реализации. В частности, будут совершаться и  активные попытки по перехвату подобного рода инициатив у России. С другой стороны,  Америка будет стремиться и к совместным миротворческим проектам с Россией. Адекватное участие американцев в решении проблемы Нагорного Карабаха могло бы стать шагом к расширению пространства для результативного диалога между Москвой и Вашингтоном. Россия будет только приветствовать более активное участие американской стороны в работе Минской группы при условии соблюдения ранее достигнутых договоренностей. Совместная работа по решению проблемы Нагорного Карабаха может сблизить Обаму и Медведева.

Одной из проблем для Штатов на ближайший период станет необходимость корректировки имиджа страны в глазах развивающихся стран. И без политических побед  не обойтись. Без политических побед Америке не удержать экономического лидерства, тем более экономического господства. В своей последней статье Бжезинский указывает на необходимость перехода от конфронтации к диалогу даже в отношениях с Ираном. «Когда-то у Тегерана были очень хорошие, стратегические отношения с Израилем, основанные на принципе «сосед моего соседа - мой друг». Считаю, что с геополитической точки зрения эти отношения естественным образом должны иметь именно такой характер. Если мы не спровоцируем конфликт с Ираном, который, вероятно, оказался бы гораздо более продолжительным, чем война в Ираке, то шансы на изменение геополитической ориентации Ирана в более далекой перспективе очень велики. Однако по этому вопросу мы должны вести себя разумно и терпеливо. Последствия непродуманных шагов были бы крайне дестабилизирующими. Встревоженное и разгневанное общество в большей степени поддавалось бы демагогии, что осложнило бы принятие рационального решения, например, в случае выборов». Все вышесказанное, так или иначе, укладывается в рамки энергетической стратегии. И одновременно подтверждает прагматические устремления новой администрации США. Азербайджану этим следовало бы воспользоваться!
 
Игорь Шатров,  политолог,  президент Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб»
12 октября 2008 года
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]