Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

РОССИЯ ПОКАЗАЛА АРМЕНИИ "ЖЕЛТУЮ КАРТУ"

5-дневная война в Грузии внесла свои серьезные коррективы в геополитическую обстановку всего Южного Кавказа, в том числе, Армении, ситуацию вокруг которой, иначе, как переполохом, не назовешь. Так, 2-го сентября в Сочи состоялась встреча президента alt Армении Сержа Саргсяна с президентом России Дмитрием Медведевым, в ходе которой, судя по просочившейся в армянские и российские СМИ информации, речь шла о дальнейших развитиях российско-армянских отношений, в свете которых был поставлен вопрос признания Арменией независимости Южной Осетии и Абхазии. Официальной информации об итогах встречи нет, но судя по дальнейшим событиям, они для России были не особо утешительными. Армения не только не признала их, но и оказалась единственной из стран СНГ, кто открыто отказалась их признать. Более того, вскоре, уже в конце сентября Саргсян отправился в Тбилиси, где заявил о поддержке территориальной целостности Грузии, за что был  удостоен самой горячей благодарности Михаила Саакашвили. В тот же день в Ереване стартовали продлившиеся более двух недель учения НАТО, и видимо это стало причиной прибытия в эти дни в Ереван генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. Вообще же, события стали напоминать лихорадочное “перетягивание каната”. Кто только не побывал в Ереване за 3 недели октября – и министр обороны России Анатолий Сердюков, и министр ИД РФ Сергей Лавров, и российский министр транспорта Левитин, а под конец, и сам президент России Дмитрий Медведев. “Просветы”, между визитами российских высокопоставленных лиц заполнили заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид и спецпредставитель Генерального секретаря НАТО по делам Кавказа и Средней Азии Роберт Симмонс. Что же такое происходит в Армении? Что могло вызвать столь бурный и одновременный интерес у соперничающих великих держав?
То, что следом за российско-грузинской войной должно было последовать уточнение позиций сверхдержав на Южном Кавказе – было очевидно. Но почему первой в центре внимания оказалась именно Армения, традиционно пророссийский внешнеполитический вектор которой, несмотря на декларируемую комплементарность, ни у кого прежде не вызывал сомнений? Ведь такую беспрецедентную активность российского политического бомонда, вперемежку с визитами высокопоставленых лиц США и НАТО, вряд ли можно объяснить текущими рабочими интересами. Создается впечатление, что Россия чем-то очень обеспокоена, предпринимает экстренные меры, а Запад, при этом, держит руку на пульсе событий. Не оказалась ли Армения неожиданно тем самым “слабым звеном”, из-за которого могут пойти насмарку российские интересы на Южном Кавказе?
Надо заметить, что такое предположение не лишено основ. Действия нового армянского руководства начали вызывать недоумение и сомнение с первых же своих дней. Первой обратила на себя внимание выраженная еще в марте месяце “глубокая благодарность”, выраженная свежеиспеченным президентом Армении Сержем Саргсяном президенту России Владимиру Путину “за оказанную Россией беспрецедентную поддержку в выборах и в поствыборной ситуации”. То, что высказывать благодарность другой стране в таком вопросе неэтично – это еще пол беды. Если же учесть, что сами выборы, мягко говоря, не вызвали доверие народа Армении, а за ними последовали еще и трагические события 1 марта, то такую “благодарность”, в зависимости от действительной роли России, можно назвать, как минимум подставой, а как максимум – клеветой. И не понимать этого Саргсян не мог. Характер дальнейших его внешнеполитических действий лишь подтвердили возникшие подозрения, что в марте был сделан первый шаг на пути отмежевания от России.
Не осталось это незамеченным и в самой Армении. Лидер оппозиционного Армянского Национального Конгресса, первый президент Армении Левон Тер-Петросян в своем выступлении на митинге 17 октября отметил, что Серж Саргсян готов пересмотреть концепцию внешней политики Армении, и, вместо сохранения баланса в отношениях с Россией и Западом, постепенно склониться на сторону последнего. Тер-Петросян заявил, что причиной такого поворота является желание Саргсяна обрести легитимность и удержать власть. А поскольку, в отличие от России, президент США до сих пор так и не поздравил его, а Парламентская Ассамблея Совета Европы продолжает угрожать санкциями, то он готов на любые уступки, лишь бы получить благосклонность Запада. Первый президент жестко раскритиковал попытки Саркисяна заигрывать с Западом в личных интересах. “Перед нашими глазами западная ориентация Грузии поставила эту страну перед национальной катастрофой, чего она могла бы избежать при условии сбалансированных отношений с Россией. Запад же ничем, кроме пустой демонстрации солидарности и громогласных антироссийских заявлений, не сумел помочь своему верному младшему союзнику”, заявил Левон Тер-Петросян.
“Отворачиваясь от России и полностью уповая на Запад в лице США и их союзника Турции, Серж Саргсян фактически доверяет им одностороннее урегулирование Карабахского конфликта – ключевого вопроса внешней политики Армении. Основанием для такого заключения служит тот факт, что Запад очевидным образом старается вытеснить Россию из процесса Карабахского урегулирования. Яркими проявлениями этого являются как прозрачные намеки западных дипломатов, так и факт проведения трехсторонних армяно–турецко–азербайджанских переговоров по вопросу Карабаха и, особенно, разговоры о возможности предоставления Турции сопредседательства в Минской группе”, заявил на митинге первый президент, добавив, что “Серж Саргсян в настоящее время находится в настолько зависимом от Запада положении, что если перед ним будет выставлено условие заменить Россию Турцией в составе сопредседателей, то он вряд ли сумеет противостоять этому”. “При наличии таких рычагов как, отсутствие легитимности, степень коррумпированности и уязвимость морального облика, Серж Саргсян для Запада – просто находка. Какой еще руководитель Армении согласился бы безоглядно броситься в объятия Запада, углубить сотрудничество с НАТО, повернуться спиной к России, способствовать ее вытеснению из Минской группы, пойти навстречу подзабытому предложению о создании комиссии из армянских и турецких историков, тем самым ставя под вопрос факт геноцида и торпедируя процесс его международного признания, пойти на проведение трехсторонних армяно–турецко–азербайджанских переговоров и, наконец, в прямом смысле слова, выставить Нагорный Карабах на продажу? За все это Запад, естественно, готов закрыть глаза на все перечисленные выше пороки Сержа Саркисяна, забыть скандальные выборы 19-го февраля и преступление 1-го марта, не замечать проводимую им диктаторскую внутреннюю политику, терпеть массовые явления ограничений демократических свобод и попрания прав человека в Армении и смириться с фактом существования политических заключенных”, заявил Левон Тер-Петросян.
На этом фоне довольно резонно звучат выводы и исследования, связанные с ситуацией в Армении, представленные  руководителем Армянского Национального Клуба Миабанутюн г.Москвы, Смбата Караханяна. В них отмечается, что в последнее время вновь усилились тенденции по вытеснению России из региона. В этих целях заокеанские стратеги начали активно и открыто использовать власть Армении, которая как никогда имеет низкую легитимность. 
По мнению Караханяна практически все решения на сегодняшний день в Армении принимаются с учетом двух факторов: Личные интересы руководства и сиюминутные доминирующие внешние факторы. Сложившуюся ситуацию в Армении Караханян охарактеризовал как тактическое затишье перед бурей, которое станет судьбоносным для страны. В ближайшее 2-3 месяца окончательно станет очевидным, что армянское руководство исчерпало себя, и его нахождение во власти напрямую угрожает, как армянской государственности, так и стабильности во всем регионе.
Он утверждает, что сегодня стало уже очевидным банкротство армянских властей, не только во внутренней политике, но и в ключевом вопросе региона- Нагорного Карабаха. Сколько угодно можно играть в молчанку с собственным народом, не объяснять и не обсуждать с ним свои основополагающие подходы в этом вопросе, но на самом деле от этого ничего не меняется. Караханян считает грубейшей ошибкой руководства Армении и недалеких армянских псевдодипломатов, то, что они в последнее время на деле отказались от идеи международного признания НКР, не предпринимали ни одного реального и серьезного шага в этом деле. Естественно, что нечистоплотный торг с государственными и национальными интересами, а также пиар в своих личных интересах не смогли прикрыть тот крах, к которому они пришли как  во внутренней, так и во внешней политике. Руководители Армении могут сколько угодно ездить в разные страны по обе стороны океана, плакаться и предлагать все что угодно, но суть ситуации от этого не меняется. По утверждению Караханяна, очевидно, что за океаном четко распределили роли между странами южного Кавказа, согласно чему, если Азербайджану определенна роль территории для обеспечения добычи и транзита углеводородов в обход России, то Армении -слабого и постоянно зависящего от настроений внешних игроков неопределенного формирования, которая не должна мешать этому транзиту.  Разумеется, что при этом раскладе, во власти Армении, должны быть абсолютно беспринципные люди с большим криминальным и иным шлейфом компроматов за собой. При этом естественно, что, максимально используя данную ситуацию, заполучат от властей все что требуется, после чего можно подумать о периодических сменах и перестановках. Однако, чтобы там не было, не надо забывать, что все это только внешние планы и народ может разрушить их, тем более, что для этого имеются весомые условия, полагает Караханян.  
Забавно, но с другой стороны практически все крупные игроки в регионе ощущают безответственную позицию и бездарную игру руководства Армении, которое ничего общего не имеет с принципами серьезного государственного подхода, считает Караханян.
По его мнению, армянские власти встали перед выбором, войти в историю, как сдавшие территории, либо извиниться перед своими хозяевами-спонсорами, подать в отставку и при желании сформировать свой блок для дальнейшего участия в выборах.
Караханян отмечает, что соглашательская позиция нынешних властей и не имение ни реальной концепции, ни одного веского аргумента, привели к тому, что вопрос уже не том, что Карабах можно потерять в будущем, а в его юридической утрате уже в ближайшее время. Вместе с тем Караханян считает, что в руководящих кругах заинтересованных стран России США и ЕС начали осознавать, что в этих условиях национально ответственные силы Армении и реальное большинство население страны не разделяют авантюристические действия нелегитимных властей, и не будут признавать их конфиденциальные соглашения. Тем не менее, власти Армении пытаются в глазах россиян ( в том числе и активно используя СМИ) создать иллюзию, что они не предают своего стратегического партнера.
Он подчеркнул, что визит Медведева в Армению прошел параллельно с визитом высокопоставленных чиновников НАТО. Подобное в политической практики никогда не случалось. 17 октября в Ереване побывал заместитель госсекретаря США  по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, который после завершения визита демонстративно на машине выехал из Армении в Грузию. После Фрида Армению посетил  спецпредставитель НАТО на Кавказе и Центральной Азии Роберт Симмонс. В день приезда президента России 20 октября, Серж Саргсян провел встречу с Робертом Симонсом.  Симонс передал Саргсяну приветствие генерального секретаря НАТО Яаапа де Хуп Схеффера. Он оценил ход сотрудничества Армения-НАТО очень успешным, и отметил, что есть очень хорошие предпосылки для развития отношений.
Во время встречи Саргсян заявил, что Европейское направление продолжает оставаться одним из приоритетов внешней политики Армении, и сотрудничество с НАТО является одним из его важнейших звеньев. По словам Саргсяна, сотрудничество с Евроатлантическим альянсом будет продолжено – Армения считает это составляющей частью безопасности нашей страны. Подобные системные заявления, звучали впервые и, похоже, никто этого не ожидал. С другой стороны практика показывает, что в руководстве Армении привыкли к конъюктурным и в зависимости от собеседника, по сути, безответственным заявлениям. Не исключенно, что в дальнейшем внешние адепты армянского руководства постараются именно этим и объяснить столь резкий разворот Саргсяна. Но игра провальная. Однако самое интересное, то, что в армянском руководстве уверенны, что те же внешние силы в ближайшее время  не потребуют от Еревана четкого определения с внешнеполитическим вектором, считает Караханян.
По всей видимости, положение с армянским “слабым звеном” осложнилась настолько, что выруливать из нее путем обычных консультаций не представляется возможным, и именно этим вызвана высадка в Ереване столь представительного российского десанта. Дело дошло до тего, что президент Дмитрий Медведев, будучи в Ереване заявил, что “Согласованные действия на международной арене - серьезный фактор безопасности, укрепления наших позиций и в регионе, и в мире”. По мнению ряд экспертов, подобная фраза означает, что Армения в чём-то в своей внешней политике поставила Россию перед фактом.  Россия указала, что такие действия Армении “не помогают коллективной безопасности и ослабляют её позиции в регионе и мире”. Таким образом, ситуация с “западным креном” дошла до того, что руководству Армении было сделано недвусмысленное предостережение на самом высоком уровне.
Игорь Иванов
 
23 октября 2008 года
 
http://www.polit.ru/news/2008/10/23/armenia.html
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]