Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

БОГОС НУБАР ПАША И АРМЯНСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ

altАрмяне настолько основательно внедрили в себя претензии о «геноциде», что их упорство доводит и некоторых турок до того, что они начинают и себя в чём-то подозревать. Однако сами по себе армянские утверждения переполнены путаными и противоречивыми сведениями. Одним из документов, который вскрывает эти противоречия, является речь армянского делегата на Парижской мирной конференции (1919).
По мнению армян, «турки пытались уничтожить их в 1915 году безо всяких на то политических и военных причин». Претензии и должны выдвигаться в таком виде, потому что для признания их в качестве геноцида не должно быть никакой войны или вооруженного конфликта между сторонами. Например, убийства палестинцев Израилем не рассматриваются как геноцид. Более того, гибель более полумиллиона людей, которая последовала в результате интервенции США в Ираке, не называется геноцидом. А вот евреи, которых убивали нацисты, не восставали против Германии. Евреи в нацистской Германии были безоружными. Они – не мятежники, а граждане, лояльные своей стране. С другой стороны, армянский делегат в 1919 году на Парижской мирной конференции ясно заявил, что они были воюющей стороной, и отметил, что они внесли жизненно важный вклад в разгром Османской империи. Более того, армяне признают, что, будучи подданными Османской империи, они предали её и воевали против османов на стороне русских оккупантов ещё до событий 1915 года. Многие наши современники сочтут слово «предательство» слишком эмоциональным и не научным. Тем не менее, самым важным видом отношений между государством и гражданином является лояльность. Если стороны (государство и гражданин) имеют какие-то взаимные обязательства, то они в том, что гражданин должен быть лояльным, а государство должно защищать права своих граждан. Изменники должны платить за своё предательство, вне зависимости от того, под чьим суверенитетом они находятся.
Богос Нубар Паша (1851-1930), глава армянской делегации, сделал следующее заявление в ходе Парижской мирной конференции (1919):
«… В начале войны турецкое правительство предложило армянам автономию, попросив от них взамен поднять Кавказ против России. Армяне отказались от этого предложения и стали без колебаний на сторону держав Антанты, от которой они ждали освобождения.
Армяне воевали на стороне союзников с самых первых дней войны и до подписания перемирия на всех фронтах».

И продолжил так:
«… В Сирии и Палестине армянские добровольцы вступили в Восточный Легион по приглашению, переданному французским правительством национальной делегации в 1916 году, когда было подписано соглашение между союзниками, в количестве пяти тысяч человек, что составило более половины французского контингента, и приняли такое блистательное участие в великой победе в Палестине, освободившей Сирию, что генерал Алленби послал им официальное поздравление. Наконец, во Франции в Иностранном легионе, в ударном корпусе, который покрыл себя славой, армянские добровольцы были удостоены специальных наград за упорство и отвагу. Из 800 рекрутов в начале кампании осталось в живых едва 40 человек. Все остальные погибли в борьбе с врагом. Наш военный вклад был официально и с благодарностью оценен союзными правительствами, и мне нет нужды углубляться в эту тему дальше».
После перечисления заслуг перед союзниками и вклада в разгром Османской империи г-н Нубар подвёл итог: насильственное выселение (техджир) и «политика убийства» была следствием армянской поддержки союзных держав. Это и было, согласно Паше, одной из главных причин османской враждебности по отношению к армянам. Однако теперь, не считая убедительными те же аргументы, постоянно приводимые Турцией в данном вопросе, армянское лобби заявляет, что «армяне не были на поле боя и не восставали против османов, все убитые в тот период были гражданскими лицами». Но в те времена даже самые авторитетные лица в 1919 году воспринимали армян как воюющую против Османской империи сторону – воюющую против своей страны на стороне врагов (России, Франции, Великобритании и США). Нубар Паша сам говорит, что «армяне были воюющей стороной».
Давайте представим на мгновение, что бы произошло, если бы какая-нибудь этническая группа рискнула бы поднять восстание против США во время Второй мировой войны? Или французам бы пришлось иметь дело с восстанием в ходе Первой мировой войны? Для США ответ понятен; даже, несмотря на то, что многие японцы служили в армии США, и не было никаких признаков возможного восстания, американцы японского происхождения были насильственно перемещены в концентрационные лагеря сразу же после налёта на Пирл Харбор. Многие этнические японцы лишились своего имущества в ходе этой насильственной миграции. В то время было достаточно всего лишь быть японцем, чтобы подвергнуться оскорблениям. А что бы было, если бы японцы подняли восстание, как это сделали армяне против Османской империи в ходе войны? Алжирцы под властью французов – другой блестящий пример. Алжирцы оказали решительную поддержку Франции во время Второй мировой войны. Они воевали против нацистов, спасая Францию и французский народ. Однако в то же самое время, когда они воевали против нацистских солдат, французские войска истребляли мирное население Алжира. Французское правление стоило Алжиру 1.5 миллиона жизней. В своей речи, произнесенной в Сетифе в 2006 году, алжирский президент Бутефлика призвал Францию признать тот факт, что она истязала, убивала и истребляла алжирский народ с 1830 по 1962 года с целью искоренения его алжирского, мусульманского, арабского и берберского самосознания, его культуры, истории и языка. Франция не ответила на призыв Алжира, но, продемонстрировав политическое двуличие, в 2001 году, несмотря на предупреждения Турции, разработала закон, предписывающий рассматривать события 1915 года как геноцид. Теперь и Алжир предложил Франции извиниться перед алжирским народом, а Франция, которая при каждом удобном случае требует от Турции пересмотра своей позиции по армянскому вопросу, заявила, что такой вопрос – когда речь зашла об алжирском геноциде - остается в пределах компетенции историков. Министерство иностранных дел Франции ответило на призыв алжирского президента Абдельазиза Бутефлики попросить прощения за деяния Франции в колониальный период, что нужно адресовать «такие исторические вопросы историкам». Представитель министерства иностранных дел Франции Жан-Батист Маттеи, воздержавшись от комментариев по поводу призыва Бутефлика, сказал, что проблема будет решена тем или иным образом. Маттеи поддержал точку зрения, что этот вопрос должны беспристрастно рассмотреть историки.
Конечно, никакие вооруженные выступления против государства не оправдывают преследований гражданских лиц. Да и эта статья не направлена на то, чтобы обелять «сынов Османской империи». Кроме всего прочего следует заметить, что чиновники, которые допустили злоупотребления своим служебным положением в ходе депортации армян, предстали перед судом и понесли наказание, а многие даже были казнены в Османской империи. Причем преследования носили слишком строгий характер – так, что пострадало и значительное число ни в чем не повинных людей. Также надо заметить, что число наказанных и казненных в Османской империи по армянской депортации превышает число казненных за преступления нацистов по приговору Нюрнбергского Трибунала. Мало того, бывали такие случаи, когда турецкого солдата расстреляли за то, что он отобрал часы у армянского ссыльного. Тогда как множество османских турок было наказано и казнено за то, что они нанесли какой-то ущерб армянскому народу, ни один армянин, который нанес ущерб туркам, не был наказан или осужден в течение последних двух столетий. Даже террористы АСАЛА, убивавшие безоружных турецких дипломатов, в 1970-х и 1980-х годах, чествуются как герои.
Османская империя допустила много ошибок, и среди них – убийства множества армянских, турецких и курдских мирных жителей. Однако Османской империи были неведомы такие категории как геноцид или расизм. Главной причиной гибели этих людей была слабость государства, оно оказалось неспособным поддержать власть и порядок внутри страны в ходе одной из самых кровавых войн в истории человечества – Первой мировой войны. Близорукие политики обошлись с армянами так же, как они обходились с турками или курдами. Авантюристские лидеры Партии Единения и Прогресса (Иттихад ве Теракки) захватили власть в империи и оставили от неё груду пепла. Они сами заплатили за это, и народ заставили заплатить. Но никто не может обвинить османских правителей в совершении геноцида. Другой стороной этой истории была вина армян. Жалкое государство, подвергающееся нападкам из-за границы со всех сторон, просто не могло себе позволить ещё и измены внутри страны. Граждане должны быть лояльны государству в любых обстоятельствах. А армянские лидеры открыто объявили войну против своего собственного государства. Парижская мирная конференция дает все доказательства такого положения дел. Аналогично армянская делегация хотела участвовать и в Конференции в Лозанне, заявляя, что она является стороной в войне против османов. Здесь наша задача лишь в том, чтобы показать другую сторону этой истории. Турецкому народу только пойдет на пользу такое рассмотрение вопросов его истории, но и армяне должны задавать вопросы по своему прошлому.
Сколько армян погибло, сколько из них спаслось?
Согласно мнению тех, кто называет депортацию 1915 года «геноцидом», около 2 миллионов человек, преимущественно из восточных и юго-восточных районов Анатолии, были насильственно отправлены в Сирию и другие провинции страны. Они утверждают, что это было лишь прикрытием «грязной игры»; османы, в соответствии с обвинениями армян, знали, что армяне погибнут в пути, более того, османские солдаты убивали отстающих, и в результате общее число потерь армян достигло 1.5 миллионов человек. Кое-кто увеличивает эту цифру до 2, а иногда и до 2.5 миллионов. Другими словами, если мы согласимся с этими армянскими обвинениями, то должны признать, что во всей Анатолии за исключением Стамбула не должно остаться ни одного армянина. Изгнали их или убили – они потеряли свою родину. Но Богос Нубар Паша – глава армянской делегации – полностью опровергает нынешние армянские обвинения. Он говорит, что в 1919 году (4 года спустя после событий 1915) армяне превосходят по численности турок в некоторых частях Анатолии: «Так как турецкое население понесло, по меньшей мере, такие же тяжелые потери, как и армяне, то армяне составляют там такое же большинство, как и перед войной».
Как же возможно оставаться большинством, если все армяне были истреблены в ходе осуществленного турками геноцида?
По данным турецкой истории армяне никогда не составляли большинства в Восточной Анатолии. Но удивительно всё-таки, как армяне искажают свою историю и приходят к таким противоречивым выводам.
Те, кто вернулся в Анатолию
Другим критически важным аспектом армянского вопроса, который армянские историки не любят упоминать, является тема об армянах, которые вернулись в Анатолию после депортации 1915 года. Некоторые из тех, кто был депортирован, вернулись в свои дома сразу же после выселения, так и не доехав до места ссылки. Турецкие историки утверждают, что количество таких людей достигает 500 000 человек. Даже относительно независимые источники называют цифру 350 000. Турецкий журналист-армянин Грант Динк также говорит, что их численность была около 300-350 тысяч. Однако в нынешней полемике никто о них не вспоминает, особенно армянские историки. Если турки совершили геноцид, то как же возможно, чтобы семьи друзей тех людей, которые были замучены или убиты, могли вернуться в Анатолию снова под власть турок? Кто-нибудь из евреев вернулся в нацистскую Германию в то время, когда происходил геноцид и шла ещё Вторая мировая война?
Не только после 1915 года, но также и в более позднее время армяне возвращались в свои дома в Анатолии. А многие из них даже не эмигрировали. По этой причине происходила дальнейшая эмиграция армян из Турции ещё и в 1920-х годах. Армяне эмигрировали в Ливан, Сирию и европейские страны в течение Первой мировой войны и после неё, потому что некоторые из них опасались, что вновь созданное государство или народ могут мстить им. Например, в Чукурова (Киликия) многие армяне эмигрировали в Сирию после Турецкой Войны за независимость, хотя никто на них не нападал. Даже французские дипломаты хотели предотвратить эту армянскую миграцию, а турецкое правительство заявило, что им нечего опасаться. Проблема была в том, что многие армяне приняли активное участие во французской оккупации в ходе Первой мировой войны, и отношения между турками и армянами ухудшились за время этой оккупации. Несмотря на все эти эмиграции, очень характерно, что более 100 тысяч армян остается в Турции, они прекрасно живут и являются одними из самых богатых людей в стране.
Очень полезно обсуждать историю. Каждая страна должна понимать свои ошибки. Турки тоже совершили много ошибок, и признание их пойдет во благо нынешнему турецкому обществу. Но это относится не только к Турции, но и к Армении и армянской диаспоре. При этом мы должны отметить одну вещь: исторические дебаты должны оставаться честными.


Седат Лачинер

20 февраля 2007 года

http://www.turkishweekly.net/comments.php?id=2492

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]