Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

"ЯСТРЕБЫ" ВЕЛИКОЙ РОССИИ

Является ли Россия по-прежнему партнером Запада или вновь стала его врагом? Этот спор разгорелся в администрациях всего мира. После молниеносной победы в Грузии сторонники возрождения советской империи имеют все шансы на победу в Кремле
В среду 17 сентября страну Путина охватила паника. Утром биржа обрушилась с такой скоростью, что торги были приостановлены через час после начала. Днем многие крупные банки сообщили о недостатке наличности. К концу дня всей финансовой системе России грозил обвал.
altНо есть один человек, который радуется в эту черную среду. Его зовут Михаил Леонтьев. Этого кризиса – достигшего исторических масштабов – он ждал, надеялся на него уже много лет. Для него наступил "момент истины": "большая стирка", необходимая России, чтобы "наконец-то порвать с Западом". Кто этот Михаил Леонтьев – экстремист-обскурантист? Вовсе нет. Этот небритый пятидесятилетний мужчина в джинсах и футболке – самый знаменитый политический комментатор России. Вот уже десять лет он каждый вечер транслирует на Первом канале российского телевидения наиболее радикальные взгляды Кремля десяткам миллионов телезрителей. "Я – один из пропагандистов режима. Я – часть команды власти", – утверждает он.
Что же так осчастливило его в этот черный вторник? Почему падение курса российских акций на 60% с мая месяца его обрадовало? Почему утечка иностранных капиталов его обнадежила? В своем прокуренном кабинете главного редактора журнала "Профиль" он восторженно объясняет: "Теперь можно точно сказать: вестернизации России не произойдет. За несколько недель все прояснилось: все наши беды – и финансовый кризис, и грузинская агрессия – исходят из Соединенных Штатов. Наши руководители извлекут из этого выводы и перейдут Рубикон". Что это означает? "Мы наконец-то сосредоточимся на собственных силах, наших запасах, нашем газе, нашем оружии, нашем государстве. Наконец-то мы, отбросив комплексы, будем опираться на наших истинных друзей, друзей времен Советского Союза. Наконец-то мы мало-помалу восстановим нашу империю".

Насколько прав ультранационалист Леонтьев? Действительно ли российская власть попыталась сегодня порвать с Западом и в одиночку действовать на международной арене? Несколько месяцев назад этот вопрос представлялся решенным: "либерал" Медведев был назначен главой государства, следовательно, клан ястребов проиграл битву за власть. Но 8 августа, "8/8", как говорят в Москве, началась война против Грузии. После молниеносной победы российской армии над этой дружественной Вашингтону страной все изменилось.

Националистическая и антизападная лихорадка охватила страну. На этой давно готовившейся волне Кремль решил бросить вызов международному праву и открыто противопоставить себя американцам и европейцам: российская армия оккупировала часть Грузии, и Москва признала независимость двух грузинских сепаратистских регионов. Внезапно вновь встал вопрос: является ли Россия по-прежнему партнером Запада или вновь стала его врагом?

Этот вопрос стал предметом спора российских политических кругов и мировой дипломатии. 18 сентября Кондолиза Райс произнесла длинную (и фундаментальную) речь в Фонде Маршалла. В ней она резюмировала американские опасения, которые разделяет и подавляющее большинство европейских правительств: "Нападение на Грузию четко обозначило курс России, определенный ее лидерами, и это приводит нас к критическим временам, как для самой России, так и для всего мира". В ответ на эти заявления Путин и Медведев решили успокоить умы. "Конфронтация – это не наш путь", – сказал премьер-министр. "Россия к изоляции не стремится, эта изоляция недостижима", – сказал российский президент. Но стоит ли верить им? Действительно ли теория Леонтьева совершенно не обоснована?

Чтобы понять, что затевается за стенами Кремля, мы обратились к Константину Косачеву. Он – один из "своих". Являясь депутатом от партии власти "Единая Россия", он возглавляет в Думе комитет по международным делам. В этом качестве он участвует в некоторых наиболее закрытых встречах. И вот что сказал нам на великолепном английском этот опытный дипломат с усами и в очках с позолоченной оправой: "Многие высокопоставленные представители государственной власти действительно полагают, что России следует изолироваться и рассчитывать только на собственные ресурсы. Они думают, что с деньгами за нефть и газ и прибылью от продажи оружия нам никто не нужен. Таких людей с каждым днем все больше, они все сильнее".

Почему? "Потому что их охватила эйфория победы. И еще потому, что Запад совершил слишком много ошибок в отношении России, – продолжает Константин Косачев. – Косово, противоракетный щит, расширение НАТО, безусловная поддержка Саакашвили... Так что теперь прозападно настроенным политикам, которые, как я, убеждены, что изоляция – самоубийственный путь, что России необходима модернизация и она невозможна без Запада, очень трудно сделать так, чтобы нас услышали".

По словам Константина Косачева, "ястребы" сейчас на гребне волны, и их последние маневры в Южной Америке, похоже, подтверждают его слова. Однако он считает, что Кремль, раздираемый между кланами, пока еще не решил, какой путь избрать. С этой точкой зрения не согласен высокопоставленный российский чиновник, согласившийся побеседовать с нами при условии сохранения анонимности. По его словам, Путин уже сделал выбор. "Недавно, – рассказывает этот чиновник, – я присутствовал на заседании под председательством Путина. Он нам сказал приблизительно следующее: "Вот какой вывод я сделал из грузинского дела: сегодня мы можем сломить Запад и навязать ему наши правила игры. Момент как нельзя более подходящий. Америка увязла в Ираке и Афганистане, ее имидж в мире катастрофически плох. Поэтому мы можем противоречить Соединенным Штатам, ничем особо не рискуя. Европа же настолько разделена, настолько озабочена собственными внутренними проблемами, так зависит от нас из-за газа и так хочет завоевать наши рынки, что проглотит все и смирится с любым новым свершившимся фактом на континенте".

По его словам, антиамериканизм вновь стал альфой и омегой кремлевской пропаганды. Доказательство: 11 сентября по Первому каналу (тому самому, где священнодействует Михаил Леонтьев) в прайм-тайм был показан "ревизионистский" документальный фильм о терактах в Нью-Йорке. С какой целью? Мобилизовать российское общественное мнение, привлечь симпатии части европейских элит, а главное – "ослабить проамериканские силы в "ближнем зарубежье", то есть в странах бывшего СССР". Ведь, по словам этого чиновника, работающего в самом сердце системы, цель Путина очевидна: он хотел бы ввести российский протекторат над бывшими советскими республиками, в том числе и теми, которые тяготеют к Вашингтону. "Как и многие в России, – говорит он, – Путин считает, что у Москвы есть исторические права на эти территории. Он понимает, что русские окончательно потеряли страны Прибалтики, являющиеся членами ЕС и НАТО. Но в том, что касается остальных, он полагает, что еще не все потеряно, что достаточно подготовить почву и дожидаться следующей возможности, которая, быть может, вскоре представится в Крыму". По словам чиновника, оппортунистически настроенный Путин считает, что геополитическая ситуация дает исторический шанс восстановить некое модернизированное подобие СССР. "Он ищет подходящую форму, – объясняет он. – Скоро будет создан союз между Россией, Белоруссией, Абхазией и Южной Осетией. Он может стать отправной точкой. Еще есть этот военный альянс с Казахстаном, Узбекистаном, Белоруссией, Арменией и Таджикистаном. Путин хочет развивать и расширять его, превратить его в некий противовес НАТО".

Все эти шаги, по мнению чиновника, несомненно, обречены на провал. "В лучшем случае это будет Лего-империя, – говорит он. – В военный бюджет придется направить целые состояния. А как мы поступим, когда в Узбекистане начнется гражданская война? Введем туда войска? Это будет кошмар". По крайней мере, в том, что касается краткосрочной перспективы, восторженный Михаил Леонтьев был почти прав: час конфронтации, вероятно, пробил.

Остается ждать сигнала. Последует ли российское общественное мнение вслед за режимом, когда тот пустится в неоимперскую и антиамериканскую авантюру, которая, похоже, уже спланирована? И здесь точки зрения расходятся. Бывший первый заместитель министра иностранных дел Анатолий Адамишин, возглавляющий в Москве Ассоциацию евроатлантического сотрудничества, выступающую за улучшение отношений между Россией и Западом, сказал: "Действительно, мои соотечественники настроены против американцев. Но я не думаю, что они согласятся вернуться во времена холодной войны". Один кремлевский советник по связям с общественностью, "пиарщик", как говорят в Москве, настроен гораздо менее оптимистично: "Мы столько лет всевозможными способами обрабатываем общественное мнение, что, поверьте мне, оно согласится на что угодно".
 
Венсан Жовер
Le Nouvel Observateur

25 сентября  2008года
 
 
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]