Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » Южный Кавказ » ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ – КЛЮЧ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ В ЗАКАВКАЗЬЕ
{title} шаблоны для dle

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ – КЛЮЧ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ В ЗАКАВКАЗЬЕ

alt Евросоюз считает становление демократии и верховенства закона в Грузии, Армении и Азербайджане наиважнейшими составляющими процесса урегулирования постсоветских конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе.

"Без стабильности, без общего понимания правил игры в плане демократических институтов, выборов и тому подобного не будет базы для взаимовыгодных отношений, основанных на взаимном доверии и общих [с ЕС] ценностях", – подчеркнул в своем интервью 12 июня спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби после выступления на закрытом заседании Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Указав "на крайне непростой" избирательный период, через который пришлось недавно пройти Грузии и Армении, и на предстоящие президентские выборы в Азербайджане Семнеби добавил, что отсутствие продвижения в сфере демократизации, с его точки зрения, еще больше осложнит проблему разрешения региональных конфликтов как для самих этих стран, так и для международного сообщества. "Я глубоко убежден, что только легитимные и сильные правительства смогут обеспечить принятие трудных решений, которые придется делать в процессе преодоления этих конфликтных ситуаций", – сказал он.

Семнеби рассказал, что значительную часть своего выступления на заседании ОБСЕ он посвятил недавним событиям во всех трех зонах конфликта, особенно ситуации, сложившейся с сепаратисткой республикой Абхазией, которую он назвал "крайне неспокойной и тревожной". По его словам, "необходимо остудить накал этого конфликта как на уровне грузино-абхазских, так и на уровне грузино-российских отношений". [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

Напряженность между Москвой и Тбилиси стала нарастать в начале марта. За последние три месяца Россия вышла из договора СНГ 1996 года о введении режима санкций в отношении Абхазии, направила дополнительный миротворческий контингент в этот регион (якобы не уведомив об этом Грузию) и ввела туда железнодорожные войска для восстановления железнодорожной ветки Сухуми-Очамчира. Помимо всего прочего, 16 апреля тогдашний президент России Владимир Путин поручил своему правительству разработать меры по укреплению связей с Абхазией и другой сепаратистской республикой Грузии, Южной Осетией. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"].

В конце мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) распространила отчет о проведенном ею расследовании. В нем указывалось на причастность России к инциденту со сбитым 20 апреля над территорией Абхазии грузинским беспилотным самолетом-разведчиком. Хотя миссия возлагала вину и на Грузию за выполнение подобных полетов над Абхазией, Москва назвала этот доклад "тенденциозным".

Шаги России и последовавшая почти единодушная критика ее действий со стороны международного сообщества привели к тому, что Грузия возобновила свои призывы пересмотреть существующий формат урегулирования конфликта. Так, в частности, Тбилиси настаивает на замене российских миротворцев, находящихся в Абхазии с 1994 года в рамках совместного мандата ООН-СНГ, грузинскими и абхазскими полицейскими под международным контролем.

Пока усилия Грузии по изменению механизмов мирного процесса получили лишь ограниченную поддержку со стороны международного сообщества, хотя и имеющую большое символическое значение. 5 июня Европарламент принял резолюцию, призывающую Москву немедленно вывести дополнительный миротворческий контингент из Абхазии. Полагая, что российские силы "утратили свою роль нейтральных и непредвзятых миротворцев", депутаты Европарламента призвали пересмотреть существующий миротворческий формат и обратились к Совету ЕС с предложением "рассмотреть вопрос об усилении международного присутствия в зоне конфликта, направив в регион пограничную миссию [в рамках Европейской политики безопасности и обороны]".

По мнению Семнеби, ни время, ни условия пока не созрели для попыток пересмотреть миротворческий формат. "Мне известно, что от ЕС ожидают подключения к этой миссии. Об этом нас просит Грузия. Но пока это лишь гипотетический разговор. Нам нужно основополагающее понимание всех сторон по данному вопросу. Мы не думаем, что нужно форсировать события", – сказал он EurasiaNet.

На вопрос о том, рассмотрит ли Брюссель предложение о своем участии в качестве гаранта в подписании пакта о ненападении между Тбилиси и Сухуми, озвученное 6 июня вице-премьером Грузии Георгием Барамидзе, спецпредставитель ЕС также не ответил ничего конкретного. "В целом ЕС готов принять более активное участие и готов обсуждать любые предложения. Но подобный вопрос весьма гипотетический", – сказал он.

Организованные ООН мирные переговоры между Сухуми и Тбилиси были прерваны в 2006 году после того как Грузия ввела свой полицейский контингент в верхнюю часть Кодорского ущелья. Это единственная часть Абхазии, остающаяся под контролем Тбилиси. Грузинские чиновники настаивают, что силы безопасности в Кодорском ущелье выполняют исключительно правоохранительную функцию. В качестве условия возвращения к переговорам Абхазия потребовала от Грузии вывести свои войска и подписать договор о невозобновлении военных действий.

Лидер Абхазии Сергей Багапш неоднократно озвучил эти требования после своей встречи 6 июня с верховным представителем ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьером Солана. Он также отметил, что Сухуми возражает против вывода российских миротворцев.

Солана побывал в Абхазии в рамках двухдневного визита в Грузию. Целью этой поездки, по словам Семнеби, было "выяснить, что можно сделать для стабилизации этой крайне неспокойной и тревожной ситуации, и определить, каким образом ЕС может сыграть более активную роль в плане содействия стабилизации ситуации и потенциального достижения урегулирования".

ЕС выделил более 45 млн. долларов на процесс восстановления Абхазии. У него имеется свой представитель в МООНГ. Однако политическое участие Евросоюза в затянувшихся грузинских конфликтах остается довольно ограниченным по причине наличия у государств ЕС разногласий на сей счет. Некоторые страны полагают, что эти конфликты уже решаются при содействии ООН и ОБСЕ, другие же настаивают, что более активное политическое участие со стороны блока следует оказать в противовес России.

После инцидента, когда в августе 2007 года российская ракета якобы упала на подконтрольной Грузии территории Южной Осетии, страны ЕС решили разработать специальную группу по оценке инцидентов (Incident Assessment Mechanism). В ее задачи входит независимая оценка подобных инцидентов за пределами европейского блока. И хотя этот механизм сейчас уже действует, по словам Семнеби, в инциденте со сбитым грузинским беспилотником его не задействовали, дабы не вмешиваться в проводимое МООННГ расследование.

Вопрос о более активном участии ЕС в урегулировании абхазского конфликта остается гипотетическим, но Семнеби все же подчеркнул, что Брюссель готов способствовать активизации контактов между сторонами, если к нему обратятся с подобной просьбой. "Контакты могут осуществляться и без вмешательства посредников. Процесс, проходящий без посредников, лучше контактов, осуществляющихся при чьем-то вмешательстве", – сказал Семнеби по поводу майского визита постпреда Грузии при ООН Ираклия Аласания в Сухуми.

От редактора: Жан-Кристоф Пэк является независимым корреспондентом из Вены, специализирующимся на освещении событий в странах Кавказа и Центральной Азии.

Жан-Кристоф Пэк

14 июня 2008 года

http://www.eurasianet.org

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]