Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

ЮЖНОКАВКАЗСКАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

Москва и Тбилиси остановились у опасной черты


Градус конфликта между Грузией и Россией повышается с каждым днем настолько, что на первый взгляд имеет все шансы перейти в горячую стадию.
alt Беспилотные разведывательные грузинские самолеты (БППЛ) регулярно летают над стратегически важными объектами в Абхазии и их с такой же регулярностью сбивают местные ПВО и военная авиация. Впрочем по поводу меткости и умения абхазских пилотов и ракетчиков имеются большие сомнения. Слишком очевидным представляется несоответствие технических средств вроде бы имеющихся у абхазов с выполнением задачи по перехвату и уничтожению грузинских самолетов. В инциденте в конце апреля абхазская сторона утверждала, что ракета класса 'воздух- воздух' была запущена с самолета Л-39 чешского производства, доставшиеся абхазским ВВС от чеченских союзников. По словам главы МИД Абхазии Сергея Шамбы, 'сбили мы эти самолеты-шпионы, используя авиацию, что технически весьма непросто и демонстрирует мастерство наших пилотов'. Далее заявлялось, что самолет-разведчик был сбит на высоте 7 тыс. метров. В то же время предельная высота полета БППЛ 'Гермес-450', используемого Грузией, - всего 5,5 тыс. метров. Сама возможность установки на учебных самолетах, каким является Л-39, ракет такого класса скорее напоминает анекдот, чем реальное отражение событий. Поэтому в дальнейшем сообщалось, что грузинские беспилотники сбивались ракетами наземного базирования. О том кто их наводил и как они появились в Абхазии, остается только догадываться.

Грузинские обвинения в том, что беспилотный самолет был сбит российскими МиГ-29 или Су-27, не более доказательны. Применяемые в Грузии БППЛ предназначены для наблюдения земной поверхности, на них нет системы обнаружения воздушных целей. Как в таком случае был заснят атакующий самолет не ясно. Кроме того, вроде бы российский истребитель произвел пуск ракеты со слишком близкого расстояния, и этот пуск был произведен с подвески под крылом, однако МиГ-29, стоящие на вооружении, не имеют такой возможности. Похоже на то, что обе стороны в пропагандистской войне используют информацию лишь внешне похожую на правду и таким образом тщательно маскируют свои истинные цели.

Вероятно полеты и стрельбы без человеческих потерь входят в 'джентльменский набор' военных средств, которые могут себе позволить Грузия и Россия. Именно эта военно-техническая черта отделяет холодную стадию конфликта от горячей.
В МОСКВЕ...

Как и многие подобные конфликты они имеют внутреннюю основу в обеих столицах. В России вопрос Абхазии и в более общем плане - отношений с Грузией вылился в острый конфликт групп влияния. Естественно, что руководство Абхазии имеет наиболее тесные контакты именно с радикальными элементами в московских коридорах власти. Группы эти имеют три составляющие. Во-первых, это бизнес структуры заинтересованные в захвате пока еще свободной собственности на побережье Черного моря.

Во-вторых, российских военных очень беспокоят военно-стратегические проблемы в связи с предстоящим выводом Черноморского флота из Крыма и южных регионов Украины. Имеющаяся у России полоса черноморского побережья не подходит для организации стоянки больших военных кораблей и подводных лодок. Поэтому расширение этой полосы за счет побережья Абхазии рассматривается как жизненно необходимое. Хотя полноценной замены Севастополю и здесь не найдется. К этому примыкает крайняя заинтересованность в базах в Гудауте и Очамчире. Не только военно-морских, а и для других родов войск. Кстати, несмотря на вывод российских войск из Гудауты контроль над базой сохраняется в руках Москвы. Еще в советское время в Эшерах был размещен такой сверхсекретный объект, о котором не имел информации даже первый секретарь ЦК компартии Грузии. Тем более никто не информирует о его работе и руководство Абхазии. На что оно и не претендует. Важность этой РЛС усиливается в связи с окончанием эксплуатации такой станции в Габале в Азербайджане и медленным строительством ее замены в Армавире. Именно военные настояли на введении дополнительного миротворческого контингента в Абхазию, но этим не удовлетворились. В начале мая туда было введено более 400 российских десантников со штатным вооружением, автоматами, пулеметами и гранатометами. С ними вошли 30 боевых машин десанта БМД-2, артиллерийские орудия и средства ПВО, в том числе зенитные установки ЗСУ- 23-2. Как писала московская газета 'Время новостей', 'в Абхазию введены не просто миротворцы, а регулярные боевые части, перед которыми поставлены задачи, выходящие за рамки миротворческих функций. Москва, пожалуй, впервые признала, что де-факто меняет мандат своих военных в зоне грузино-абхазского конфликта'. Как будто кто-то в Москве таким образом решил ответить на вопрос из 'Сатир' Ювенала: quis custodiet ipsos custodies? - Кто будет сторожить самих сторожей?

В-третьих. Обострение конфликта на Южном Кавказе выгодно ряду группировок в спецслужбах и той части бюрократии, которые опасаются даже видимости либерального поворота. Появившиеся в последнее время разговоры о возможности назначения Григория Явлинского вице-премьером в правительстве Путина имели эффект разорвавшейся бомбы. Усиление конфликта с Грузией затрудняет изменение внутренней политики и в значительной степени связывает руки Медведеву, а в какой-то мере и Путину. Вот почему в огонь конфликта все время подбрасывается горючий материал. Им стало интервью Сергея Шамбы газете 'Известия', в котором он предложил России военный протекторат над Абхазией. Учитывая тесную связь сухумского руководства с известными кругами в Москве легко предположить источник инициативы руководителя абхазской дипломатии. Не случайно ответ последовал немедленно и на достаточно высоком уровне от министра иностранных дел Сергея Лаврова: 'Никаких предложений на этот счет не поступало, не думаю, что об этом идет речь... Россия предпочла бы другие форматы сотрудничества'.

ВОКРУГ КОНФЛИКТА

Российско-грузинская напряженность вызвала достаточно негативную реакцию на Западе не только в Вашингтоне и Лондоне, а и в Берлине и Париже. Однако особое беспокойство в российской столице вызвала реакция в СНГ. В конце апреля верхняя палата казахстанского парламента ратифицировала договор с Азербайджаном о поддержке и содействии транспортировке нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, который буквально вызывает приступ изжоги в Москве. Сделано это было достаточно демонстративно 'назло надменному соседу'.

Наряду с этим Казахстан участвует в финансировании строительства железной дороги Баку - Ахалкалаки - Тбилиси - Карс из Азербайджана в Турцию, по которой планирует транспортировать от 5 до 7 млн. т зерна. Дорога эта имеет не только важное транспортное значение для Азербайджана и Грузии, но она фактически шунтирует аналогичные пути Армении и усиливает ее изоляцию. Не случайно в Москве всячески препятствовали строительству этой магистрали. Чем сильнее сопротивлялась Россия, тем больше проект поддерживал Казахстан. Во время попытки торговой блокады Грузии казахский бизнес при поддержке Астаны усиленно внедрялся на освободившуюся территорию. За три года Казахстан по инвестициям в Грузии опередил Турцию и Великобританию, заняв мощные позиции, как в банковской сфере, так и в рекреационном бизнесе черноморского побережья Аджарии. Только в 2006 г. рост товарооборота между двумя странами составил 90%. Лидерство Астаны в Центральной Азии оспаривается Узбекистаном и без восторга воспринимается в Киргизии, Туркмении и Таджикистане. Наоборот, на Южном Кавказе оно в противовес России всячески приветствуется. Тбилиси неоднократно предлагал отменить миротворческий мандат России в регионе и заменить его на международный. В столице Казахстана неоднократно давали понять, что могли бы участвовать в таком проекте. Отвергать участие своего близкого партнера, России будет достаточно сложно. Астана уже некоторое время пытается представить себя как самостоятельного игрока по крайней мере в СНГ и Южный Кавказ с точки зрения его руководства представляет для этого удобную площадку.

И весьма сдержанной, если не сказать больше, была реакция на конфликт в Армении. Ереван понять можно. Для него хорошие отношения с Грузией в условиях блокады жизненно важны. Эскалация напряженности может усилить армянскую оппозицию, которая давно хочет ослабить слишком близкие отношения с Россией. Нагнетание напряженности может побудить Запад предпринять действенные шаги по приему Грузии и Украины в НАТО, а противодействие этому процессу и было внешним побудительным мотивом конфликта. К тому же в российской столице навряд ли желали бы сокрушительной победы оппозиции на выборах в Грузии, так как ее антироссийский настрой не идет ни в какое сравнение с Саакашвили. Это было достаточно ясно видно из слов лидера объединенной оппозиции Георгия Хаиндравы в передаче 'Свобода слова'. Это обстоятельство должны учитывать в тех московских кругах, которые не совсем потеряли чувство реальности.

Москва и Тбилиси загнали себя в кавказский меловой круг, и теперь перед ними стоит проблема выхода из него. Есть все основания предполагать, что при стабилизации власти в Москве и с учетом результатов парламентских выборов в Грузии конфликт начнет затухать. Тем более, что разгорающееся противостояние в Ливане потребует к себе пристального внимания Москвы. Политическая температура вокруг Абхазии имеет все шансы снизиться настолько, чтобы конфликт стал опять замороженным.

Юрий Райхель

13 мая 2008 года

http://www.day.kiev.ua/200970/

Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]