Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати » СНГ » РОССИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ АКТИВНЕЙ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
{title} шаблоны для dle

РОССИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ АКТИВНЕЙ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

Председатель Комитета Государственной Думы России по международным делам Алексей Пушков выступил на международной конференции "Каспийский субрегион: угрозы безопасности в контексте вывода войск НАТО из Афганистана".

 "Первые 10 лет – это были годы с точки зрения внешней политики, на мой взгляд, в значительной степени потерянные. Единственная польза от них была в том, что мы поняли, чего делать не надо. Мы поняли, что не надо рассчитывать на стратегический альянс с НАТО – это неосуществимо.

Мы поняли, что нам не надо ставить вопрос о вступлении России в ЕС – во-первых, потому, что не примут, а во-вторых, потому, и это сейчас подтвердилось в результате финансово-экономического кризиса, что не вполне подтвердились перспективы самого ЕС. И, в-третьих, мы поняли, что на постсоветском пространстве, в отличие от того, что считалось в 1990-е годы, там была такая формула – "да куда они от нас денутся", формула крайне недалёкая и вызванная, мне кажется, резким снижением качества внешнеполитических решений в России со сменой системы и с глубокой провинциальностью тех людей, которые пришли к власти. Я не буду называть фамилии, чтобы не обижать, но все знают примерно, о ком я говорю. Может быть, они в этих сложных условиях не сделали слишком больших ошибок – во всяком случае, мы не пошли по югославскому сценарию, можно тоже сказать, что был выбран не самый плохой сценарий поведения. Но с точки зрения приспособления к мировым реалиям это был чрезвычайно сложный и негативный период для нас.

У нас внешняя политика стала появляться где-то к 2003, 2004, 2005 годах. У нас стали вырисовываться контуры новой внешней политики, которые можно сформулировать как постепенное превращение России в самостоятельный центр силы и международного влияния. Только к середине прошлого десятилетия мы вдруг поняли, что России не надо никуда идти. Не надо ей идти ни на Запад, ни на Восток, она должна быть там, где она есть. Потому что это уникальное, идеальное положение. Это выход на пять-шесть важнейших геостратегических регионов просто в силу фактов геополитического расположения России.

И теперь на базе этого появились две вещи. Появилась, во-первых, мюнхенская речь Путина. На самом деле это был открытый вызов однополярной модели и диссоциация с Западом по этому ключевому моменту. Да, мы готовы быть партнёрами, но не в рамках попыток построения однополярной атлантической модели. Вот что такое речь в Мюнхене. И второе – это идея Евразийского союза. Мы тоже ищем пути. Ведь, фактически, типология поведения Советского Союза сейчас и неприемлема, и для нас невозможна. Мы вырабатываем другую типологию поведения. Даже эта типология поведения периодически вызывает обвинения в каких-то имперских устремлениях, хотя я считаю, что это полная бредятина, особенно когда я слышу это от наших американских друзей.

Я говорю: "Вы нас обвиняете в имперских амбициях? Вы завоевали Ирак, вы бомбили Ливию, вы ведёте 12 лет войну в Афганистане, у вас 28 тысяч войск в Корее и 90 тысяч войск в Японии, но вы нас обвиняете в имперских амбициях?" Но ведь это обвинение воспроизводится частично на уровне национальных элит в постсоветских республиках. Даже в дружественном Казахстане есть часть элиты, которая говорит о том, что Таможенный Союз – это опасность, потому что это приведёт к постепенному установлению господства России, в том числе над Казахстаном, и будет наносить ущерб казахским национальным интересам. Это не доминирующая позиция, но она есть в Казахстане. Поэтому мы здесь движемся очень осторожно. Я знаю, что Азербайджан в российской шкале внешнеполитических приоритетов находится достаточно высоко. Здесь дело не в том, что нам не интересен Азербайджан или этот регион. Дело в том, что, чтобы найти правильную политику в регионе, мы должны быть активны не за счёт кого-то.

Пять государств, наши все партнёры, и мы должны со всеми этими партнёрами вести себя так, чтобы никого не обидеть. Иначе мы с кем-то налаживаем и с кем-то обостряем и в ущерб себе, и в ущерб ситуации в регионе. Так что я здесь не пытаюсь оправдать недостатки нашей внешней политики, я просто говорю о том, с какими проблемами мы сталкиваемся в этой сфере, и с чем в значительной степени связаны те неясности, которые продолжают сохраняться. Они имеют и субъективные, конечно, причины, но есть здесь и некоторые объективные процессы, через которые надо пройти. Я надеюсь, что постепенно мы будем выходить на более оптимальную модель нашего поведения в этом регионе".

"Вестник Кавказа"

Пнд 17 Июн 2013 00:18:22
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]