Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

НА КАСПИИ ВНОВЬ РАЗГОРАЮТСЯ СТРАСТИ

В последнее время американские эмиссары зачастили в Баку. Столицу Азербайджана вновь посетил спепредставитель США по вопросам энергетики в Евразии, Ричард Морнингстар, которого на Южном Кавказе считают одним из наиболее осведомленных о ситуации в этом регионе американских дипломатов высшего ранга. Морнингстар, напомним, занимался южнокавказской проблематикой еще во времена администрации Клинтона. А 20-21 ноября в столицу Азербайджана с официальным визитом прибывает секретарь ВМФ США Рей Мейбас. Как сообщили АПА в пресс-службе посольства США в Азербайджане, во время визита Мейбас проведет встречи с официальными лицами правительства Азербайджана и обсудит сотрудничество между США и Азербайджаном в области безопасности. АПА подчеркивает, что секретарь военно-морских сил является главным исполнительным руководителем, находящимся в подчинении министра обороны и ведет всю работу в департаменте морских сил. Департамент ВМС состоит из двух формальных служб: ВМС США и Морского корпуса США. Секретарь ВМС отвечает за организацию и исполнение программ и политики в соответствии с поставленными президентом или министром обороны задачам.

В том, что визит Морнингстара в Баку оказался успешным, сомневаться не приходится. Как сообщает агентство "Туран", Морнингстар заявил на пресс-конференции в Баку, что он с Ильхамом Алиевым "затронули вопросы транспортировки газа по Южному коридору, различные возможные проекты , есть обоюдная поддержка этим проектам и переговоры прошли в позитивном ключе».

«США и Азербайджан достигли согласия по всем энергетическим вопросам и у нас единая позиция о будущем Южного энергетического коридора», - отметил спецпредставитель. Касаясь судьбы «Набукко», Морнингстар сказал, что США оказывают политическую поддержку этому проекту и продолжат делать это и далее.

«Реализация этого проекта была бы важным шагом с политической и стратегической точки зрения. Возможны инвестиции в этот проект со стороны американских банков», - отметил он. Морнингстар также в очередной раз озвучил поддержку США проекту Транскаспийского газопровода, отметив, что по нему должны договориться между собой Евросоюз, Азербайждан и Туркменистан. При этом он воздержался от комментариев позиции Ирана и России, которые выступают против Транскаспийского газопровода. Теоретически это можно посчитать следствием «дипломатической этики» - в дипломатии комментарии позиции третьих стран несколько не приветствуются. Тем не менее трудно представить себе, что в Вашингтоне «не в курсе» относительно негативной реакции Москвы и Тегерана на проект Транскаспийского газопровода. И если Морнингстар выступил в его поддержку, это может означать, что недовольство России и Ирана в Вашингтоне проигнорировали.

Примерно в таком же русле высказалась в эксклюзивном интервью АПА и верховный представитеь ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, недавно посетившая Южный Кавказ. На вопрос корреспондента о противодействии России строительству транскаспийского газопровода, Эштон весьма дипломатично дала понять, что мнение Москвы по этому вопросу вовсе не является определяющим для ЕС. "В диверсификации маршрутов энергоресурсов заинтересованы как поставщики, так и потребители энергоресурсов. В этом плане ЕС считает приоритетным проект «Южного коридора». Мы приветствуем начавшиеся 12 октября переговоры о проекте строительства Транскаспийского газопровода. Этот проект не направлен против третьего государства. ЕС настроен на расширение стратегического сотрудничества с Россией в энергетической сфере", - сказала Эштон.
Несмотря на выраженную Эштон обеспокоенность по поводу неурегулированности нагорно-карабахского конфликта, вовсе не он стоял первым на повестке визита. Им, как и раньше, будет заниматься Минская Группа ОБСЕ, и менять этот формат не собирается никто. Понятно, что Эштон приехала в Баку, в первую очередь, договариваться об энергопоставках. По словам министра ИД Азербайджана, Эльмара Мамедъярова, Еврокомиссия выразила намерение закупать азербайджанский газ, и в этом контексте обсуждались вопросы трубопроводов и энергетической безопасности. При этом Эштон не стала спекулировать на тему прав человека в Азербайджане, заметив в ответ на вопросы оппозиционных СМИ лишь то, что права человека крайне важны для ЕС и министр иностранных дел Азербайджана в курсе ее позиции по данному вопросу.

Усилившаяся в последние месяцы активность Запада на Каспии, похоже, начинает носить системный характер. Как отметил в интервью "ВК" немецкий эксперт Увэ Хальбах, отчетливо ясно одно: Европейский Союз мобилизовал и приложил много сил для реализации "Южного Коридора" и "Набукко". С назначением комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера связи с Азербайджаном значительно усилились.

А достигнутое между Азербайджаном и Турцией соглашение по ценам на газ стало при этом своеобразным катализатором для нового рывка США в продвижении своих стратегических энергетических проектов в регионе. Тем более, что и достигли компромисса Турция с Азербайджаном не без помощи США, регулярно призывавших две страны прийти, наконец, к консенсусу. Одной из приоритетных задач для США в регионе на данный момент является реализация проекта транскаспийского газопровода, который позволит доставлять в Европу, помимо азербайджанского, также и туркменский газ. А это уже меняет расклад сил в Центральной Азии, где еще недавно единственной альтернативой «восточному вектору» была Россия, и даже появление американских баз в Узбекистане и Киргизии эту ситуацию не очень изменило (тем более что американская база в Узбекистане была вскоре закрыта, а в Киргизии ее «уравновесили» российской базой в Кенте). Кроме того, строительство газопровода по дну Каспийского моря могло бы ответить на основной вопрос "Набукко": как заполнить трубу? Рассчитывать на иранский газ в ближайшее время не приходится. Во-первых, нынешняя изоляция Ирана – это, увы, надолго. А во-вторых, выход из нынешнего кризиса для ИРИ может сопровождаться длительным периодом нестабильности, так что в краткосрочной перспективе рассчитывать на иранские углеводороды вряд ли стоит. В случае же с иракским газом на первый план выходит вопрос обеспечения безопасности трубопровода. К тому же, серьезные противоречия между курдской автономией в Северном Ираке и центральной властью в Багдаде также подрывают надежность Ирака как поставщика газа для "Набукко". В результате, в США понимают, что есть только две стабильные страны, способные обеспечить бесперебойную поставку альтернативных российским энергоносителей в Европу - Азербайджан и Туркменистан. В Туркменистане, занимающем в мире четвертое место по количеству запасов газа, также крайне заинтересованы в диверсификации рынков сбыта сырья. Здесь очень хорошо помнят, чем закончились для страны годы российской монополии на «трубу», когда туркменский газ закупался у устья скважины по ценам значительно ниже рыночных, а затем перепродавался в Европу во много раз дороже, но уже «от имени» «Газпрома». Повторять опыт в Ашгабаде не намерены.

Понятно и другое: эти проекты всерьез беспокоят Россию и Иран. Официально здесь говорят об экологической угрозе для каспийского бассейна в случае строительства транскаспийского трубопровода. На деле же и Москву, и Тегеран волнует прежде всего усиление западного влияния на Каспии и выход Центральной Азии из-под монопольного контроля России. А как далеко готовы зайти в России и Иране, чтобы не допустить реализации западного «транскаспийского» сценария, остается только гадать. При этом наиболее острые инциденты могут произойти именно между Азербайджаном и Ираном с учетом их проблемных отношений во многих других сферах, опыта прошлых лет, а также непредсказуемости Тегерана. Поэтому визит секретаря ВМФ США в Баку вполне может быть и частью подготовки Азербайджана к более жесткой игре на Каспии – пусть даже и не «с подачи» самого Азербайджана. В самом деле, в Баку всегда придерживались прагматичной политики и не стремились «играть на обострение». Но сегодня, по мнению многих экспертов, как в Азербайджане, так и за его пределами, Иран уже перешел «красную черту». В этих условиях у Баку не остается иного выбора, кроме как готовиться к возможным неожиданным поворотам в развитии событий на Каспии. Потому как, отпраздновав 20-ю годовщину восстановления своей независимости, в Азербайджане уж точно не согласятся ни на статус очередного субъекта федерации в составе РФ, ни на положение нового иранского «остана». Пусть даже формальная независимость при этом будет как бы сохранена.

 
17.11.2011 
 
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]