Южный Кавказ, Центральная Азия и СНГ в мировой печати

Nissan Patrol
Чтение RSS
{title} шаблоны для dle

РАЗГОВОР С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта, возможно, выйдет из тупика. Прошедшая 5 марта в Сочи трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении завершилась официальным совместным заявлением, которое, впрочем, не прояснило способность Баку и Еревана при посредничестве Москвы достичь в ближайшее время полного и всеобъемлющего соглашения.

Оптимизм экспертов зиждется преимущественно на самом факте очередной, восьмой по счету, встречи трех президентов и атмосфере, которая сопутствовала общению глав государств. Что же касается текста заявления, то в нем уместилось всего два четко сформулированных пункта, которые должны служить дальнейшему укреплению доверия. Во-первых, завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными. Во-вторых, стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской Группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ.

Первая договоренность стала продолжением темы последнего разговора Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Астрахани осенью прошлого года. Тогда гуманитарная составляющая была признана достижением процесса переговоров, поскольку ранее она не выносилась на публику. Второй пункт не менее конкретен и направлен на снижение напряженности, которая возникла на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск. Заявление о решении всех спорных вопросом мирными средствами вызвало положительную реакцию в Ереване, где серьезно опасались военной риторики Баку. Указанная в сочинском заявлении готовность Азербайджана продолжать переговоры с Арменией и решить конфликт мирными средствами была названа даже пактом о ненападении.

Ильхам Алиев в Сочи вновь подтвердил, что его страна видит мирный путь разрешения конфликта и готова сделать все от нее зависящее, чтобы продвигаться по нему, несмотря на все сложности. Что же касается укрепления азербайджанских вооруженных сил и наращивания военного бюджета, то в Баку не скрывают, что делают это осознанно. Возросший военный потенциал должен продемонстрировать Армении решимость Азербайджана отстаивать свои права и территориальную целостность.

Важным моментом текста сочинского заявления можно считать и договоренность о продолжении тройственного диалога, который впервые указан как сопутствующий элемент переговорного процесса, дополняющий усилия посреднической Минской группы ОБСЕ.

Дмитрий Медведев основательно взялся за урегулирование нагорно-карабахского конфликта. За последние два года президенты Азербайджана и Армении не проводили традиционные ранее двусторонки, а встречались исключительно в его обществе и, похоже, такой переговорный формат укрепился на долгосрочную перспективу. У Франции и США (других сопредседателей МГ ОБСЕ) ведущая роль России в трио отнюдь не вызывает зависти или нареканий. Им как не региональным державам и без карабахского конфликта есть о чем переживать. Париж и Вашингтон признают чрезвычайную важность Южного Кавказа для Москвы, но тем не менее постоянно контролируют переговорный процесс через своих представителей в Минской группе, а также других высокопоставленных дипломатов, периодически направляемых в регион. Последняя такая поездка замгоссекретаря США Стайнберга состоялась накануне сочинской встречи президентов. Консультации с Америкой стали важной составляющей подготовки к общему разговору.

Для конфликтующих сторон роль Москвы трудно переоценить. Россияне лучше европейцев и американцев представляют сложность ситуации и необходимость ее нормализации. Вопрос лишь в том, сможет ли Россия, пользуясь доверием сторон, сблизить их позиции и при необходимости оказывать давление на партнеров по переговорам, не теряя доверительность и баланс.

На нынешнем этапе очевидно, что Москва не хочет или не может давить на Ереван, хотя процесс стопорится во многом из-за несогласия армянской стороны решиться на освобождение части оккупированных районов Азербайджана. Прошедшая в Сочи встреча также не дала ответа на этот вопрос. Однако если проанализировать детали, предваряющие встречу, и само общение президентов, то можно отметить следующие эпизоды. В Сочи Дмитрий Медведев больше общался с Ильхамом Алиевым – катался с ним на лыжах, возил на снегоходе и т.п. Наверняка основной разговор с армянским коллегой состоялся во время рабочего визита Сержа Саргсяна в Санкт-Петербург 27 февраля. Катаясь на лыжах с президентом Азербайджана (в то время как президент Армении в одиночестве спускался с горы на снегоходе) Медведев, вероятно, рассказывал Алиеву подробности питерской беседы с Саргсяном.

То что, президенты ограничились лишь обнародованием трехстороннего заявления, а не комментировали лично детали переговоров (в Астрахани Медедев провел небольшой брифинг), говорит о том, что формально раунд переговоров еще не завершился и продолжится в самое ближайшее время.
 
Евгений Кришталев
 
07 марта 2011 года
 
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
[related-news]

Смотрите также связанные новости

{related-news}
[/related-news]