Показать сообщение отдельно
Старый 24.10.2009, 01:47   #39
Администратор
 
Аватар для Dismiss
 
Регистрация: 23.07.2006
Адрес: Baku
Сообщений: 46,812
Сказал(а) спасибо: 10,225
Поблагодарили 10,708 раз(а) в 6,762 сообщениях
Вес репутации: 1
Dismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспоримаDismiss репутация неоспорима
Мои фотоальбомы

По умолчанию

Некоторые особенности нынешнего этапа урегулирования Карабахского конфликта

Подписанные между Арменией и Турцией протоколы и предшествовавшие подписанию бурные обсуждения, на некоторое время заслонили собой процесс урегулирования карабахского конфликта. Сегодня, когда Турция публично и однозначно дает понять ее интересы в инициативе с этими документами (уверен, что в во время переговоров турки давали понять властям Армении, что проблема открытия армяно-турецкой границы связана с прогрессом в карабахском вопросе), ясно, что наше обращение к теме мирного процесса по Карабаху уместно и ко времени.

В своей предыдущей статье я прогнозировал, что, подписав протоколы, Армения оказалась в такой ловушке, достойно выйти из которой довольно трудно. Еще более прискорбно то, что власти довели Армению до такого положения добровольно, фактически без внешнего вмешательства.

Нет никаких сомнений в том, что урегулирование карабахского конфликта окажет несравненно большее, я бы сказал решающее, влияние на дальнейшее развитие Армении, предопределив будущие достижения или потери. Имея опыт неожиданно опубликованных парафированных армяно-турецких протоколов, и учитывая бессмысленное отрицание нашими властями наличия в них предусловий, в обществе существует опасение, что история может повториться, на этот раз в вопросе Нагорного Карабаха. Тревога еще больше усиливается, учитывая то, что основной игрок в этих процессах С. Саргсян совершил действие, которое противоречит заявлению, сделанному им самим год назад (интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», 02.11.2008г. [1]). В интервью С. Саргсян, в частности, совершенно справедливо отмечает, что создание комиссии историков может ввести в заблуждение международное сообщество. А спустя месяцы, действуя вопреки своим словам, С. Саргсян дает согласие на создание армяно-турецкой подкомиссии историков. Изучение и уточнение историками армяно-турецких исторических проблем на межгосударственном уровне – это именно то, к чему стремились турки, и то, что год назад отвергал С. Саргсян.

Теперь обратимся к сделанным в последнее время заявлениям С. Саргсяна относительно урегулирования карабахского конфликта.

1. Один из основных вопросов урегулирования – это статус НК и форма его определения. Как известно, в заявлении президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 10 июля этот вопрос был сформулирован очень туманно: «волеизъявление, имеющее обязательную правовую силу». В двух последних интервью С. Саргсян достаточно четко говорит о проведении народом Нагорного Карабаха референдума. – «Основа урегулирования арцахской проблемы - статус Нагорного Карабаха. Карабахское движение началось с проблемы статуса, и только урегулирование этой проблемы может привести к решению конфликта. Армения неоднократно заявляла, что народ Карабаха должен иметь возможность решать, каким будет этот статус. Это та красная черта, за которую армянские стороны не могут зайти, это не подлежит торгу. Гипотетическое подчинение Арцаха Азербайджану возможно только в одном случае, если народ Арцаха на референдуме сам так решит. Какова вероятность этого – известно всем, даже азербайджанцам» (The Armenian Reporter, 02.10.2009).

«…Всем стала известна логика, которая заложена в основу нынешнего этапа урегулирования, то есть «мадридские принципы». Это проведение референдума по определению окончательного статуса Нагорного Карабаха, возвращение под контроль Азербайджана тех территорий, которые Вы называли, и которые и Карабах, и мы называем «зоной безопасности», и нормализация всех наших отношений» (Вести, 21.09.2009г.).

Последние слова С. Саргсяна достойны особого внимания: То есть, если будут достигнуты договоренности в вопросе НК, то «все наши отношения будут урегулированы». И это действительно одно из основных положений документа, который обсуждают стороны конфликта – “Основные принципы урегулирования Нагорно Карабахского конфликта”. Здесь возникает вопрос: зачем тогда нужны были унизительные уступки туркам (подписание позорных Протоколов), если после согласования “Основных принципов” предусмотрено разблокирование всех границ?

2. Турецкие правители, СМИ и аналитики, пользуясь роковыми ошибками властей РА, допущенными в текстах Протоколов, в один голос повторяют, что открытия границы (или ратификации Протоколов) не будет, пока в процессе урегулирования карабахского конфликта не будет ощутимого прогресса. Говоря о прогрессе, турки, в первую очередь, отмечают необходимость возвращения смежных с Нагорным Карабахом районов. О достижении согласия относительно возвращения территорий сказал и президент Азербайджана после состоявшейся 9 октября встречи в Кишиневе с С. Саргсяном. За этим 12 октября последовал ответ Саргсяна во время интервью с армянскими журналистами: «Я не знаю, с кем согласовал президент Азербайджана (возвращение территорий – В.К.), и, если вы заметили, именно в этом абзаце есть некоторые неясности. Он не говорит - где, когда. Мы никогда с президентом Азербайджана не обсуждали вопрос возвращения территорий. Он недоволен ходом и результатами переговоров, потому что мы обсуждали всего два вопроса: вопросы окончательного статуса и промежуточного статуса Нагорного Карабаха. А если он недоволен, то я в этом вопросе ничем ему помочь не могу».

Думаю, очень ясно сказано о том, что этот вопрос вообще не обсуждался, следовательно, если в скором будущем внезапно будут достигнуты соглашения и по этому вопросу, то это будет означать, что армяно-турецкие Протоколы имеют прямую связь с карабахским вопросом, и это от нас скрывали. Иначе, почему за несколько месяцев решился вопрос, который никогда не обсуждался? Примечательно также, что министр ИД Азербайджана, фактически, подтвердил эту информацию, отметив, что подобные вопросы были согласованы 2-3 года назад, тем самым прямо указывая, с кем были достигнуты эти договоренности.

3. Другой важнейший вопрос карабахской проблемы – вопрос возвращения беженцев. На вопрос корреспондента «Вестей» о том, «будут ли в этом референдуме либо плебисците, участвовать те азербайджанцы, которые когда-то жили в Нагорном Карабахе и потом покинули его по всем известным причинам, С. Саргсян дал следующий ответ: «Я неоднократно представлял свою позицию, в том числе Ильхаму Гейдаровичу Алиеву и сопредседателям. Она заключается в следующем: конечно, покинувшие Карабах азербайджанцы имеют полное право вернуться на места проживания, но сделать они это смогут только после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Почему? Потому что не было еще ни одного конфликта, где возвращение беженцев раньше срока не спровоцировало бы новые вспышки. А ради чего мы идем на решение? Ради мира, ради стабильности, ради того, чтобы каждый человек знал, где он будет проживать» (Вести, 21.09.2009г.).

4. В дополнение к последним заявлениям напомним, что в предвыборной программе С. Саргсяна отмечается: «Вопрос урегулирования Карабахской проблемы будет базироваться на следующих принципах: право народа Арцаха на самоопределение должно быть международно признано и должны быть созданы условия для его реализации; безопасность населения и границ НКР должна быть обеспечена; РА и НКР должны иметь общую границу». 17 ноября 2008г. в интервью Общественному телевидению С. Саргсян также подтверждает и даже конкретизирует вышеупомянутые принципы урегулирования карабахского конфликта.

Обобщая позицию С. Саргсяна по основным вопросам карабахского конфликта, отметим, что это очень серьезные заявки, которые могут считаться красной чертой уступок армянской стороны в переговорном процессе:

- Статус Нагорного Карабаха и форма (условия) его определения. Он не может быть ниже, чем референдум, который будет проведен народом Нагорного Карабаха. Другого способа определения будущего статуса НК нет, и это понимают все. Необходимо вести переговоры только о точных сроках референдума, определить, кто будет ответственен за проведение этого референдума и по вопросам, которые будут внесены в бюллетенях во время референдума.

- Судьба районов вокруг НК. С. Саргсян не вел переговоры по этой проблеме, следовательно, по этому вопросу нет никакой договоренности. Учитывая сложность и значение проблемы, любая договоренность по смежным территориям может быть достигнута только в контексте и увязке с «процессом примирения» Армении и Турции - путем давления на Армению или же на основе заранее достигнутого соглашения (которое тщательно скрывается).

- Возвращение беженцев. Согласно С. Саргсяну, беженцы вернутся только после определения окончательного статуса НК. Следовательно, азербайджанские беженцы не примут участие в референдуме по статусу НК.

- Лачинский коридор. Наличие общей границы между НК и Арменией означает, что армянская сторона должна настоять на том, чтобы коридору был дан тот же промежуточный статус, что и Нагорному Карабаху. Любой, отличающийся от него статус, будет противоречить программным положениям С. Саргсяна.

Это важнейшие предельные позиции, которые очерчены самим С. Саргсяном и от которых он не может отступить. Любой шаг назад будет означать необоснованную уступку позиций, осуществление пораженческих шагов. В этой статье мы не обращаемся к проблемам обеспечения безопасности населения и границ НК, промежуточного статуса НК в контексте урегулирования, намереваясь обратиться к ним в другой раз.

Поскольку с легкой руки властей РА Турция вовлеклась в мирный процесс по Карабаху (почти ежедневно турецкие правители делают заявления относительно увязки вопроса урегулирования НК конфликта с открытием границы; только за последний период президент Турции, премьер-министр и министр ИД этой страны провели несколько телефонных разговоров со своими коллегами из США из России как раз по карабахскому вопросу), в ближайшие месяцы ожидается рост интереса к карабахскому процессу. Думаю, что власти, потерпевшие полное фиаско во внутриполитических вопросах, и на этот раз предпримут попытку отвлечь внимание общественности от проблем политзаключенных, регресса демократии и провала экономической политики. Однако необдуманные шаги в вопросе НК станут роковыми. В этом плане я считаю важным, чтобы общество постоянно напоминало С. Саргсяну о данных им вышеупомянутых обещаниях и заявлениях с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох.

P.S. Вновь обращаясь к характеристике властей, напоминаю, что несколько дней назад С. Саргсян в очередной раз совершил действие, противоречащее выдвинутому им самим предусловию. Он посетил Турцию, зная, что граница останется закрытой, по меньшей мере, еще несколько месяцев. И сделал это вопреки своему обещанию не посещать Турцию до тех пор, пока граница не откроется или же мы не будем стоять на пороге открытия. Сегодня уже всем ясно, что мы не находимся на пороге открытия. Этот визит – «мессидж» не только нашему народу, но и Турции, Азербайджану и международному сообществу о том, что слово этих властей ничего не стоит.

Владимир Карапетян,
член комитета по внешним вопросам АНК
21.10.2009
_________________________________________

1. Вопрос: Недавно Вы пригласили президента Турции в Армению на просмотр футбольного матча. Весь мир приветствовал этот Ваш шаг. Сегодня турки предлагают создать совместную комиссию историков для изучения Геноцида армян 1915г. Действительно ли это было бы полезным?

С. Саргсян: В этом абсолютно нет необходимости. Мы не считаем, что этим можно было бы чего-то достичь. Мы хотим установить между двумя странами дипломатические отношения без предусловий, открыть границы, затем на уровне межправительственного процесса мы можем обсуждать все вопросы, касающиеся двух соседних стран. Мы не считаем признание Турцией Геноцида предусловием для установления отношений. Мы хотим этого, но не любой ценой. В свое время европейские страны не создавали исторические комиссии для развития нормальных отношений. Подобный шаг может также означать попытку ввести международное сообщество в заблуждение, особенно, когда дело касается процесса, проводимого на протяжении лет.
__________________
Тема Нагорного Карабаха далеко не исчерпана. Рано или поздно, если только какой-нибудь метеорит не уничтожит половину населения земного шара, азербайджанцы все равно попытаются решить этот вопрос. ©




Dismiss вне форума   Ответить с цитированием